Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Поучения Арсского пастыря


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Святой Иоанн Мария Вианней

Поучение о прелюбодеянии

Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте
во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов

(Мф 22. 13)

Если уж любой смертный грех может ввергнуть нас в преисподнюю, то что говорить о позорном прелюбодейном грехе? Разве само название этого порока не должно ужаснуть любого человека, а тем более – христианина? Ах, если бы я мог точно представить вам, каким черным и отвратительным пороком является сей грех, то вы, возможно, стали бы его избегать более старательно и чувствовали бы к нему большее отвращение! Боже мой! Как может христианин предаваться страсти, которая так унижает, так позорит его и низводит до уровня неразумного животного! Как можно предаваться этому, попросту говоря, преступлению, которое сеет в человеческой душе такое страшное опустошение? А ведь он, христианин, – это святыня Бога, живой член его Мистического Тела, глава которого Иисус Христос. И почему человек катается в грязи бесстыдной распущенности, которая сокращает ему жизнь, лишает доброго имени и осуждает на вечное несчастье? Дабы вы остерегались этого греха, я, прежде всего, представлю вам всю его отвратительность; во-вторых, расскажу, каким образом можно его избежать; в-третьих, укажу вам причины этого греха и, наконец, научу вас, к каким средствам следует прибегать, чтобы от него защититься.

Желая правильно обрисовать перед вами тяжесть этого проклятого греха – греха, который привел к погибели столько душ, – нужно было бы открыть вашим глазам преисподнюю во всей ее жути и показать вам, как ужасно Божественное всемогущество карает несчастных жертв этого порока. Признайтесь, что человек не в силах до конца постичь ни отвратительности этого греха, ни Божией суровости, которая карает распутников навеки. Скажу только, что тот, кто совершает прелюбодеяние, допускает своего рода кощунство, ибо оскорбляет члены Христовы и храмы Святого Духа, каковыми являются наши тела (см. 1 Кор 6. 15 и 19). Из этого, хотя бы в малой степени, уже можно заключить, как сильно оскорбляет Бога этот грех и какого большого наказания он заслуживает. Следовало бы, братия мои, поставить здесь перед вами бесстыдную царицу Иезавель, которая из-за своей распущенности погубила столько душ; она сама должна вам описать страшную, унылую и исполненную отчаяния картину мук, которые теперь испытывает в преисподней и будет их терпеть вовек. Вы услышали бы, как средь пожирающих ее языков пламени она стонет: «Горе мне! Как ужасно я страдаю! Прощайте, восхитительные Небеса, я никогда вас не увижу: для меня все уже кончено. Проклятый нечестивый грех, это за тебя я награждена пламенем, которое меня пожирает. О, как дорого вынуждена я платить за грязное, мимолетное удовольствие! Если бы я могла еще раз вернуться на землю, я сумела бы оценить добродетель чистоты!»

Пойдем еще дальше, чтобы точнее оценить отвратительность этого греха. Я ведь не веду речь о язычниках, которые не имели счастья познать Благого Бога, – я имею в виду христианина, который должен знать, что этот грех лишает его наследия Небес, что он превращает сынов Божиих в сынов гнева и отверженных. Я повторяю еще раз, что веду речь о христианах, которых Иисус Христос искупил Своей Пресвятой Кровью и сделал обиталищем и прибежищем Бога. Мне тяжело понять, как может христианин предаваться этой скверне. Уже сама мысль об этом должна смертельно страшить человека. Святой Дух говорит, что негодяй, предающийся разврату, заслуживает того, чтобы дух преисподней топтал его так, как попирает мусор человеческая стопа. «Каждая жена, которая развратна, будет истоптана как навоз на дороге» (Прем 9. 10). Эта цитата из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, приведится по Вульгате, т. к. она отсутствует в синодальном переводе Библии. – прим. ред.). Некогда Христос объявил св. Бригитте, что приготовил для развратников страшные муки, но почти все люди пали жертвой позорного порока.

Давайте возьмем в руки Священное Писание и посмотрим, как сурово преследует Бог развратников с самого начала времен. Поглядите, как люди еще до потопа предавались этому бесстыдному пороку. Милосердный Господь не в силах был смотреть на это – Он раскаялся, что создал человека и решил сурово наказать его, поэтому хляби небесные разверзлись, и воды потопа залили весь мир, очищая оскверненную землю (см. Быт 6). Следуем далее. Жители Содома и Гоморры, а также соседних городов предаются отвратительным порокам. Бог, преисполнившись праведного гнева, обрушивает на эти проклятые города огненный дождь и сжигает дотла все живущие там существа. Огонь и сера уничтожили все: людей, зверей, деревья – даже земля и камни стали жертвами Божиего гнева. Там, где до этого были урожайные поля и прекрасные скалистые возвышенности, сейчас – Мертвое море, в котором не в состоянии выжить ни одна рыба. Иногда на его берегах встречается нечто, напоминающее плоды, однако это – всего лишь кучка пепла, вводящая в заблуждение людское зрение (см. Быт 19). А в другом месте читаем, что Господь Бог приказал покарать смертью двадцать четыре тысячи человек за то, что они предавались разврату (см. Чис 25. 9).

Можно смело сказать, что этот проклятый грех почти всегда был причиной всех несчастий избранного народа. Посмотрите на Давида, на Соломона или на других библейских персонажей. Что было причиной кары, постигшей их и их подданных? Не этот ли проклятый порок? Боже мой! Сколько душ отнял этот проклятый грех! А сколько жертв он доставил преисподней!

В Новом Завете наказания за разврат – не меньшие. Св. Иоанн в Откровении видит грех разврата, представленный в виде жены, которая восседает на ужасном звере, имеющем семь голов и десять рогов (см. Откр 17. 3). Этим я хочу вам продемонстрировать, что плотский грех посягает на все Божии заповеди, он – причина их нарушения, он заключает в себе все основные грехи. Если вы хотите убедиться, так ли это на самом деле, присмотритесь к порокам блудодея. Вы убедитесь собственными глазами, что потакая плотской похоти, он нарушает все заповеди и становится виновен во всех главных грехах. Здесь мне не стоит пускаться в подробности: вы сами видите это собственными глазами. Добавлю лишь, что ни один другой грех не бывает причиной стольких кощунств. Многие люди этого не замечают; другие – хоть и прекрасно отдают себе в этом отчет – не желают исповедоваться в святотатствах – приемных дочерях разврата. И только на Страшном Суде мы увидим, скольких людей распутство довело до погибели. Да, братья и сестры, этот грех исключительно мерзок, и поэтому люди совершают его втайне. Они хотят его скрыть даже от собственных глаз, ибо хорошо знают, как низко он вынуждает их пасть.

Чтобы вам было легче понять, как часто встречается этот грех среди христиан, я объясню вам сейчас, каким образом можно впасть в него. Ибо шестую заповедь люди нарушают мыслями, желаниями, взглядами, словами, делами и созданием обстоятельств.

1. Во-первых, мыслями. Многие не в состоянии отличить мысли от желаний – поэтому так легко исповедуются в святотатстве. Дурная мысль грешна тогда, когда мы начинаем задумываться над какой-нибудь нескромной вещью, касающейся нас самих или других людей. Хотя в нас еще не возникло желания осуществить эту мысль, однако мы скользим ею по этим грязным и неприличным темам. При исповеди всегда следует говорить, как долго мы думали о каких-либо безнравственных вещах; надо также исповедоваться, возвращались ли мы мысленно к какому-нибудь неприличному разговору, грешному откровению или чему-то увиденному. Нечистый раскрывает перед вашими глазами различные нескромности, ибо полагает, что сумеет склонить вас, по крайней мере, в мыслях, ко греху.

2. Мы грешим также желаниями. Различие между мыслью и желанием состоит в том, что желание стремится к осуществлению задуманного. Желанием грешит тот, кто хочет совершить прелюбодеяние, кто изыскивает для этого подходящий случай. Конечно же, на исповеди надлежит сказать, было ли такое желание скрыто в глубине души, или мы предпринимали какие-нибудь шаги для его осуществления, приставали ли мы к кому-нибудь с недобрыми намерениями, а также назвать, кого хотели мы склонить ко злу: брата ли, сестру, ребенка, мать или племянницу, родственника. Если бы кто-то сознательно не признался в этом, то его исповедь не имела бы ни малейшей цены. Разумеется, не следует никого называть по имени. Но если бы кто-то не признался, что допустил нечто неприличное с братом или сестрой, а только в общих словах обвинил себя, что согрешил «против добродетели чистоты» – такое признание наверняка является недостаточным.

3. Грешит тот, кто бросает взгляды на предметы и вещи, которые легко могут привести нас к падению. Зрение – это ворота, через которые часто в душу входит грех. Поэтому праведный Иов сказал: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов 31. 1).

4. Мы грешим словами. Языком мы выносим наружу то, что думаем, то, о чем происходит в нашем сердце. Поэтому нужно исповедаться во всех своих нечистых словах и добавить, насколько долго длился подобный грязный разговор, какие побуждения склонили нас к нему, в присутствии скольких и каких людей вы говорили о нечистых делах. Ах, братия, для скольких детей лучше было бы попасть в лапы тигра или льва, чем очутиться в обществе разнузданных людей. Если сердце переполнено – говорят уста. Зная это, легко понять, как глубоко должны быть испорчены сердца тех негодяев, которые пачкаются и ползают в болоте блуда. О Боже! Ты Сам сказал, что дерево судят по плодам! По отвратительным разговорам судят о духовной гнили человека.

5. Мы грешим поступками. К таким поступкам относятся, между прочим, и недозволенные прикосновения к самому себе или другим или нескромные поцелуи. Не хочу говорить об этом более подробно, потому что вы хорошо понимаете, о чем речь. Но, к сожалению, где же те, кто исповедается в таких вещах? Ничего удивительного – я повторю это еще раз, – что грех распутства стал причиной стольких святотатств. Мы узнаем об этом только в день Божией кары! Сколько девушек проводит по два или три часа наедине с аморальными людьми? Какие отвратительные разговоры они там ведут, когда обычные уста превращаются в челюсти преисподней! О, Боже, как среди этого яростного огня не разгореться похоти?!

6. Наконец, грешите вы и тогда, когда создаете кому-либо обстоятельства для прелюбодеяния или сами идете навстречу таким обстоятельствам. Это прежде всего касается женщин, которые слишком усердствуют в своих туалетах и этим ввергают других в искушение. Только после Божиего Суда они узнают, сколько падений вызвали они таким образом. Большая вина лежит и на тех, кто пускается флиртовать и кокетничать. Нельзя оправдать и человека, вступающего в разговор с подобными особами. Может быть, ему это и неприятно, но он поступает дурно, добровольно подвергаясь опасности. Поэтому пусть будут очень осторожны те, кто под видом уже совершенного обручения видятся слишком часто, проводя друг с другом много времени, даже по ночам. Все эти прикосновения и объятия наполнены чувственностью и почти всегда являются смертными грехами. Поэтому обрученные должны вести себя крайне осторожно, чтобы Бог не покарал их когда-нибудь тяжко за грехи, совершенные до заключения брака. Также и братья с сестрами должны следить, чтобы не допустить подобной близости. Тяжелая ответственность ложится на плечи родителей, которые не следят за поведением своих детей.

Против священной добродетели чистоты грешит тот, кто ночью показывается на людях без соответствующей одежды, например, когда идет отворять двери или помочь больному. Мать также обязана следить, чтобы нескромным взглядом не смущать своих детей и не позволять себе непотребных прикосновений. Отцы, матери, а также старшие по положению тяжело ответят перед Богом, если окажется, что по их вине между детьми или подчиненными появилась грешная близость.

Грех совершает тот, кто читает дурные книги или одалживает их другим, а также тот, кто распространяет легкомысленные песенки. Плохи также сентиментальные письма и послания. Далее – в чужом грехе принимает участие тот, кто облегчает молодым людям свидание под предлогом сватовства.

Если хотите, чтобы ваши исповеди были хороши, вы обязаны признаться во всех отягчающих обстоятельствах. Если вы допускаете грех с лицом, предающимся разврату, то становитесь слугами и рабами дьявола и осуждаете себя на вечные муки. А если вы кого-нибудь из молодых привели ко греху в первый раз, если вы лишили его невинности и цвета девственности, если вы отворили дьяволу ворота к сердцу такого лица, если вы этой душе, бывшей предметом любви Пресвятой Троицы, закрыли путь к Небесам, превращая ее в предмет, достойный проклятия на земле и на Небе, то грех ваш будет куда более тяжким, и исповедоваться вам следует именно в нем. Согрешить с лицом, свободным, не состоящим в браке, не находящимся с нами в родстве, – это, согласно учению св. Павла, тяжкое преступление, грех, который закрывает Небо и разверзает вечную бездну. Однако куда тяжелее преступление, если кто-то согрешит с лицом, состоящим в браке. Это – страшная неверность, которая оскверняет и уничтожает все благодати Таинства брака; это – ужасное вероломство и попрание обетов, принесенных у подножия алтаря не только в присутствии ангелов, но также и Самого Иисуса Христа! Такое преступление накликает проклятие на весь дом и приход. Грех с лицом, не состоящим в браке и не находящимся с нами в родстве, – смертелен и губит нас навеки. Однако кто грешит, несмотря на узы супружества или родства (как, например, отец с дочерью, мать с сыном, брат с сестрой, сводный единоутробный брат с единоутробной сестрой, кузен с кузиной), тот совершает такое тяжкое преступление, хуже которого уже невозможно себе представить. Такой человек попирает самые святые правила стыдливости, он оскорбляет и попирает все законы религии и природы. И наконец, грех с лицом, посвятившим себя Богу, это верх зла, ибо это страшнейшее святотатство.

О Боже мой, как могут христиане предаваться подобным бесстыдствам! Если бы мы, по крайней мере, после этих ужасных падений обращались к Богу, молили Его о прощении, чтобы Он соблаговолил вырвать нас из этой глубокой пропасти! Но подумайте только, сколь много людей, несмотря на совершенные прелюбодеяния, живет себе преспокойно и не моргнув глазом летит навстречу вечному осуждению?

Может быть, – вы спросите меня теперь, – что обычно приводит к такому падению? Каждый ребенок, изучающий катехизис, ответит, что причина – танцы, балы, частые и доверительные контакты с лицами противоположного пола, музыка, слишком вольные выражения, нескромные наряды, неумеренность в еде и питье.

Почему неумеренная еда и питье приводят ко злу? Потому что тело вожделеет вопреки духу, оно стремится к его погибели. Поэтому необходимо его умерщвлять – иначе рано или поздно оно ввергнет душу в ад. Человек, пекущийся о спасении души, каждый день умерщвляет свою плоть – пусть в малом: в еде, напитках или отдыхе. Св. Августин утверждает, что пьянство очень легко приводит к прелюбодеянию. Войдите на минуту в какой-нибудь кабак или побудьте ненадолго в обществе пьяницы и вы убедитесь, что из уст нетрезвых людей почти всегда слетают грязные и отвратительные выражения; вы также убедитесь, что поведение таких людей унизительно: они делают вещи, которые в трезвом виде никогда бы себе не позволили. Поэтому, дорогие братия, если вы хотите сохранить чистоту души, то обязательно должны в чем-то ограничивать свою плоть – иначе она приведет вас к погибели.

Очень опасны с этой точки зрения также балы и танцы. По крайней мере, три четверти молодых людей попадает из-за них в когти нечистого духа. Я не обязан вам этого доказывать, потому что, увы, вам это знакомо по собственному опыту. Сколько дурных мыслей, сколько грязных желаний и аморальных поступков провоцируются танцами! Я вовсе не удивляюсь тому, что целых восемь французских соборов под страхом тяжких наказаний запрещало нескромные забавы. Но скажите мне: почему некоторые священники не рассматривают их как грех? Я скажу лишь одно: каждый держит перед Богом ответ сам за себя. Почему столько молодых людей губит себя? Почему они не приобщаются Святых Даров? Почему отказываются от молитвы?

Причиной тому – забавы и танцы, которые затягиваются далеко за полночь. Сколько девушек погубили из-за этого свое доброе имя, более того, свою бедную душу, утратив Небо и Бога! Св. Августин утверждает, что меньше зла было бы в том, чтобы целое воскресенье работать, чем провести его на танцах! Да, братия мои, только на Страшном Суде мы убедимся, что из-за этих забав девушки, которые любят на них бывать, совершили больше грехов, чем у них волос на голове. Сколько там нечистых взглядов, сколько похоти, сколько нескромных прикосновений, грязных слов, страстных объятий, сколько зависти и ссор? Хорошо сказал страдающий Иов: «Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю» (Иов 21. 12-13).

Пророк Иезекииль говорит по велению Бога иудеям, что за танцы на них обрушится суровая кара, и пусть весь народ Израиля остерегается этого. Авраам, Исаак и Иаков не позволяли устраивать пляски на своих свадьбах, опасаясь небесной кары. Наконец, не надо искать для этого отдаленных причин. Я просто спрошу вас: «Скажите искренне, хотели бы вы умереть сразу же после возвращения с танцев?» Наверняка нет. Вы сами должны признаться, что предаваться забавам вредно и нужно поэтому исповедоваться в них. Во времена св. Карла Борромео лица, ведшие разгульный образ жизни, присуждались к строгому покаянию, а некоторых даже отлучали от Церкви. В смертный час вы убедитесь в правдивости того, что я говорю, но для многих времени для исправления уже не будет. Только слепцы могут доказывать, что на танцах им не грозит никакая опасность. Если бы так было на самом деле, то почему люди, которые желали попасть на Небо, так старательно избегали забав и танцев, почему так сожалели о безумствах молодости? Мы можем сей час заблуждаться, но когда настанет день и спадет пелена с наших очей, день, когда бесполезными окажутся все отговорки – в этот день мы посмотрим на мир другими глазами.

Нескромность и излишества в одежде также приводят к этому отвратительному пороку. Тщеславие, которое выражается в манере одеваться, очень часто становится, в свою очередь, причиной томных взглядов, нечистых мыслей и двусмысленных, неприличных разговоров. Если ты захочешь хоть немного осознать зло, которое отсюда проистекает, то должен, по крайней мере, на миг пасть на колени перед крестом – пасть так, как будто именно в эту минуту тебе должен быть вынесен вечный приговор. Люди «светские» – это источник разврата и убийственная отрава для тех, у кого недостаточно сил для борьбы с наступающими на них обстоятельствами. У растлителей очень часто весьма вызывающее лицо и смелый взгляд. По их поведению можно сразу заключить, что они отравлены развратом и стремятся заразить смертельным недугом тех, которые глядят на них без должной осторожности. Подумайте, сколько гнилых сердец блуждает по свету – сердец, терзаемых похотью, сердец, которые похожи на охапку пылающей соломы?!

Если вы поняли, каким огромным злом является разврат и сколь многими путями можно впасть в этот грех, то попросите Милосердного Бога, чтобы Он наполнил вас священным страхом и уберег от этих омерзительных падений.

Теперь задумаемся над тем, что следует предпринять, чтобы уберечься от этого ужасного греха – греха, который столько бедных душ увлек к погибели. Эти средства можно найти в катехизисе, поэтому многие дети могли бы вам их перечислить. Главное из этих средств – это сосредоточенная жизнь, молитва, причащение Святых Даров, горячее служение Пресвятой Матери. Нужно избегать опасных обстоятельств, быстро отгонять от себя нечистые мысли, которые внушает нам злой дух.

Я сказал, что надлежит любить сосредоточенную жизнь. Я вовсе не говорю вам, чтобы вы похоронили себя в одиноких лесах или монастырях: для вас это стало бы другим великим несчастьем. Я только хочу вас побудить к тому, чтобы вы избегали людей, которые охотно сбиваются на разговоры о сомнительных предметах, могущих запятнать ваше воображение, а также людей, которые заняты лишь земными делами, вовсе не думающих о Боге. Особенно в воскресенье, вместо того, чтобы ходить по гостям, возьмите в руки книгу, к примеру, «О подражании Христу» или «Жития Святых» и почитайте ее внимательно. Благодаря такому чтению вы узнаете, сколько искушений превозмогли Господние избранники, сколько жертв принесли, чтобы понравиться Богу и спасти свою душу. Набожное чтение придаст вам сил в добродетели и богобоязненной жизни. Читая «Жития Святых», вы, может быть, скажете себе то же, что некогда сказал тяжело раненный св. Игнатий Лойола: «Почему бы мне не сделать то, что делали эти Святые? Или милосердный Господь не поможет мне победить, как помог он им? Или не для меня предназначено то же самое Небо, которое они уже заслужили? Или я не должен бояться того же самого ада, которого боялись они?» Да, дорогие братия мои, следует избегать людей, у которых нет в сердце Божественной любви. Только по необходимости, когда от нас это требует долг, следует общаться со светом.

Затем, если мы хотим сохранить чистоту сердца, мы обязаны любить молитву. Ибо добродетель невинности – это дар Неба, поэтому следует молиться о ее получении. Посредством молитвы мы общаемся с Богом, Ангелами и Святыми и одухотворяем себя. Наше сердце и ум постепенно отрываются от земного, погружаясь все более в возвышенные предметы и все больше проникаясь любовью к небесным благам.

Не думайте, однако, что каждым искушением мы оскорбляем доброго Бога. Грех зависит от волеизъявления и удовольствия, которое человек в нем ищет. Даже если искушение длится от восьми до пятнадцати дней, мы выйдем из него невредимо и даже более прекрасными, чем юноши из раскаленной печи в Вавилоне, но лишь при одном условии, что мы будем проникнуты отвращением ко греху. Поэтому следует как можно скорее обратиться к Богу, сказав: «Господи, поспеши ко мне на помощь! Ты знаешь, что без Тебя я ничего не могу сделать, что я так сильно склонился но греху. Но укрепившись Твоею благодатью, я наверняка одержу победу! О, Пресвятая Дева, не допусти, чтобы дьявол увлек мою душу – душу, за которую столько выстрадал Твой Божественный Сын!»

Чтобы сохранить чистоту, следует также достойно причащаться Святых Тайн. Кто часто и набожно черпает из этого источника Спасения, тот с легкостью сохранит эту прекрасную добродетель. Об этом хорошо осведомлен дух преисподней и посему старается отвлечь нас от Исповеди и Святого Причастия или пытается склонить нас к кощунственному принятию этих Тайн. Он пробуждает в нас боязнь, обеспокоенность и отвращение, он внушает нам, что мы поступаем дурно, что священник не знает нас, и мы его обманываем. Не следует обращать внимание на козни преисподней – нужно предпринять усилия, чаще прибегать к источникам благодати, полностью отдать себя милосердному Богу. Когда злой дух будет вас отвлекать от Святых Тайн, воскликните с верой: «Ты знаешь, Господи, что я ищу только Тебя и спасения моей бедной души!» И в самом деле – грозными для сатаны мы становимся только путем частого причащения Святых Тайн, которые суть чудесное вино, порождающее девственность: «О, как велика благость его и какая красота его! Хлеб одушевит язык у юношей, и вино – у отроковиц!» (Зах 9. 17). Как можно не быть чистым, если мы принимаем в сердце Царя чистоты? Поэтому, если вы хотите сохранить или получить эту прекрасную добродетель, делающую людей равными Ангелам, то причащайтесь часто и набожно Святых Тайн. Вам не повредит тогда преисподняя – пусть даже она предпримет самые отчаянные усилия и устроит самые ужасные ловушки для вашей добродетели.

Если мы хотим сохранить в себе храм Бога во всем блеске, то обратимся с большим благоговением к Пресвятой Матери, ибо Она – Царица девственниц. Она первая подняла хоругвь этой несравненной добродетели.

И призадумайтесь над тем, как высоко ценит Бог эту добродетель. Он рождается от бедной, никому не известной Матери, но чистой и святой. В качестве опекуна он выбирает себе св. Иосифа, который также любил эту свою добродетель и обладал ею в совершенной степени, хотя и не столь превосходной, как его пречистая Избранница. Св. Иоанн Дамаскин горячо призывает нас проникнуться благоговением к той несравненной чистоте, которая отличала Пресвятую Матерь, при этом открыто утверждая, что нам дастся от Бога все, о чем бы мы Его ни попросили, во имя этой заслуги Девственной Царицы. Тот же самый Учитель Церкви добавляет, что сия добродетель так приятна Ангелам, что они неустанно поют в Небе: «Дева из дев, славим Тебя и благословляем Тебя, Матерь прекрасной любви». Великий слуга Богородицы, св. Бернард Клервосский, говорит, что чтением «Ave, Maria» обратил больше душ, чем всеми своими проповедями. Этот святой говорит нам: «Вы сталкиваетесь с искушениями? Призывайте на помощь св. Марию и, наверняка, избегнете их». Когда мы читаем «Ave, Maria», все Небо ликует, а преисподняя содрогается, потому что вспоминает, что Богородица стала в руках Божиих орудием укрощения яростных искушений. Поэтому именно к Божией Матери советует нам великий святой обратить свои благоговейные молитвы. Если Пресвятая Матерь возлюбит вас, то возлюбит вас и Ее Сын, Иисус Христос.

Желая сохранить добродетель чистоты, мы обязаны бороться с искушениями и избегать ведущих ко злу обстоятельств, как это делали Святые. Например, Иосиф, патриарх, оставил одежду в руке нечестивой жены Потифара, которая склоняла его ко греху, и убежал, ибо не желал оскорбить Бога (см. Быт 39. 12). Чистая Сусанна предпочла пожертвовать жизнью, чем утратить эту дорогую для нее добродетель (см. Дан 13).

Послушайте, что приключилось со св. Мартинианом, который в пустыне вел жизнь, посвященную Богу. Так вот, пришла в его келью некая порочная женщина. Она сделала вид, будто заблудилась в пустыне, и попросила отшельника смилостивиться над ней. Святой приютил ее в своем ските, а сам покинул его. Когда на следующий день он вернулся, дабы узнать, что стало с этой женщиной, он нашел ее принаряженной. Он услыхал от нее, что ее послал Сам Бог специально ради того, чтобы она заключила с Мартинианом союз. Потом она добавила, что в городе у нее огромное состояние, из которого можно будет раздавать большую милостыню. Святой решил проверить, исходит ли это в самом деле от Бога, или является делом злого духа. Поэтому он приказал женщине подождать. Он сказал ей, что каждый день сюда приходят люди, которые поручают себя его молитвам, и поэтому сейчас он должен подняться на холм – посмотреть, не идет ли кто-нибудь, чтобы случайно тот не заблудился и не ушел ни с чем. Когда же он, наконец, поднялся на холм, то услышал таинственный голос: «Мартиниан, Мартиниан, зачем ты слушаешь голос сатаны?» Его это так поразило, что по возвращении в свой скит он разжег большой костер и вошел в огонь. Боязнь греха и боль, причиненная ему пламенем, заставили его громко стонать. Тогда прибежала та несчастная женщина и начала громко допытываться, кто толкнул его в огонь. На это святой отвечал: «Раз уж я теперь не в состоянии спокойно вынести земного огня, то как же перенесу я адское пламя, если совершу грех, к которому ты меня склоняешь?» Слова эти повергли женщину в такой ужас, что она решила навсегда остаться в ските святого, который выстроил себе келью значительно дальше и там проводил свою подвижническую жизнь.

Св. Фома Аквинский, в свою очередь, выгнал скверную женщину из своего жилища пылающей головней. Св. Бенедикт, когда его мучили искушения плоти, катался в терниях и ранил себя до крови. В другой раз он по шею погрузился в ледяную воду, чтобы таким образом погасить нечистое вожделение. Наконец, трудно удержаться от волнения, когда читаешь такое признание Учителя Церкви св. Иеронима: «В этой обширной пустыне, выжженной солнцем, я не перестаю плакать у ног Распятого, питаясь черным хлебом и травами, засыпая на голой земле и утоляя жажду водой из источника – даже во время болезни. Когда мне не хватает слез, я беру в руку камень и ударяю себя в грудь так, что кровь идет горлом, и, несмотря на это, злой дух не дает мне покоя. Поэтому оружие всегда надо держать в руках».

Так какой же из этого следует вывод, дорогие братья и сестры? Нет большей добродетели, которая делает нас угодными Богу, чем чистота. И, наоборот, ни один проступок не доставляет такой радости злому духу, как сладострастие. Поэтому мы обязаны старательно защищаться от натиска преисподней и следить за своим взглядом, своими мыслями и движениями сердца, часто прибегать к молитве, избегать ведущих ко злу обстоятельств и дурного общества, танцев и забав. Мы обязаны умерщвлять свою плоть, вверять себя Пресвятой Деве и часто причащаться Святых Тайн. Мы будем благословенны, если не запятнаем свое сердце этим проклятым грехом, ибо Иисус Христос ясно сказал, что чистые будут лицезреть Бога (См.: Мф 5. 8).

Аминь.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 24-28 (373-377), 2002 г.