Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Поучения Арсского пастыря


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Святой Иоанн Мария Вианней

Поучение о злословии

И разрешились узы его языка,
и стал говорить чисто

(Мк 7. 35)

Было бы весьма желательно, чтобы о каждом из нас можно было сказать то, что говорит Евангелие о глухонемом, которому вернул здоровье Христос – что говорил он чисто.

В таком случае, не будет ли справедливо обвинить нас в том, что мы говорим нечисто – особенно, когда занимаемся личностью нашего ближнего? Большинство христиан любят критиковать, очернять и осуждать. Сегодня это самый распространенный порок, который всюду сеет рознь и смуту. Пускай бы Бог через посланника Своего – ангела – выделил мне немножко того чудодейственного угля, которым я сумел бы очистить языки всех людей так, как были очищены уста Пророка!

Сколько зла исчезло бы, если бы мы избавились от клеветы! О, если бы я только мог наполнить вас столь великим отвращением к этому греху, чтобы вы навсегда отринули его! Поэтому сегодня я хочу вам сказать: 1. Что такое злословие? 2. Каковы его причины и последствия? 3. Наконец, я докажу вам, что обиду, причиненную клеветой, надлежит исправлять.

1

Оговаривать – значит выставлять напоказ пороки и ошибки ближнего, чтобы повредить его репутации. Этот грех можно совершать по-разному.

Злословит тот, кто несправедливо обвиняет в чем-нибудь ближнего, или приписывает ему недостаток, которым тот не страдает. Этот вид злословия мы называем клеветой. Вы должны знать, что злословие от клеветы иногда отделяет лишь один малый шаг, расстояние между ними невелико. Потому что стоит людям услышать о ближнем что-нибудь худое, как они тут же это преувеличат, а когда предмет окажется на языках у нескольких человек, он уже не будет тем же самым, и тот, кто первый сказал о нем, уже не узнает его – столько в нем произошло изменений и добавлений. И поэтому я прав, утверждая, что тот, кто пускается в злословие, почти всегда оказывается повинен в клевете, а каждый клеветник – подлец. Один из Отцов говорит, что людей, которые предаются злословию, надлежало бы изгнать из общества, как диких животных.

В злословие пускается тот, кто преувеличивает зло, которое совершил ближний. Ближний споткнулся, а вы, вместо того, чтобы покрыть его проступок плащом любви, еще и преувеличиваете в своем пересказе его размеры. Работник хочет на минутку передохнуть, а вы тотчас же говорите, что он – негодяй, ленивец, который обкрадывает своего работодателя. Случись кому-нибудь отщипнуть в поле пару виноградин или плодов в саду – чего, естественно, делать не следует – вы сейчас же растрезвоните об этом людям: вот, мол, злодей, за которым нужен глаз да глаз. Прекрасно выразился об этом св. Франциск Сальский: «Не говори: “такой-то пьяница”, хотя бы ты видела его в пьяном виде, или “он прелюбодей”, хотя бы тебе был известен факт, так как одно действие не дает права дать имя человеку... Ной согрешил один раз, и Лот также, однако никто не назовет их пьяницами. Апостол Петр вынул меч и пролил кровь, но никто не назовет его кровожадным. По одному действию нельзя присваивать человеку имя порока. Но даже если человек долго пребывал в пороке, называя его порочным мы можем сказать неправду. Симон, прокаженный, назвал св. Магдалину грешницей (см.: Лк 7. 39), потому что она была ею вчера. Он солгал однако, потому что она была уже святой, приносящей покаяние, и Господь ее защитил. Безумный фарисей считал мытаря великим грешником, но он ошибался, так как тот был уже оправдан (см.: Лк 18. 11-14). Милосердие Божие велико, одного мгновения достаточно, чтобы получить Его милость. Какая уверенность у нас может быть в том, что тот, кто был вчера грешником, остался им и сегодня».

Злословит тот, кто без достаточных оснований выявляет скрытую ошибку или вину ближнего. Кто так поступает, совершает проступок, противный добродетели любви, которую Бог так горячо нам заповедал. В конце концов, здравый рассудок велит нам не чинить ближнему того, что нам самим не по нраву. Разве нам было бы приятно, если бы кто-нибудь говорил людям о наших тайных ошибках? Доброе имя дороже состояния, а если мы выводим на явь тайные ошибки отдельных людей или семейств, погибает доброе имя.

Мы злословим и тогда, когда превратно истолковываем поступки ближнего. Есть люди, которые, словно пауки, самые лучшие вещи превращают в отраву. Горе тому, кто попадет на злые языки – он подобен зерну, попавшему в жернова: его раздавят и перемелют на куски. Злые люди нередко приписывают нам самые дурные намерения, которые не пришли бы нам в голову. Если мы молимся набожно и исполняем обязанности нашей святой веры, часто нас называют лицемерами и говорят, что в церкви мы – ангелы, а в доме – черти. Когда мы совершаем добрые дела, они думают, что нами руководит гордыня, будто бы мы хотим, чтобы нас замечали и хвалили. Отрешенность от мира они называют чудачеством, слабостью и затмением разума, бережливость – скупостью. Язык злословящего подобен червяку, точащему самые лучшие плоды, он усматривает зло даже в самых хороших поступках. Это гусеница, которая ползает по самым прекрасным цветам и покрывает их отвратительной слизью.

Иногда даже молчание может оказаться оговором. В нашем присутствии хвалят какого-нибудь знакомого. Вы ничего на это не отвечаете или роняете скупую похвалу. Из вашего молчания люди заключают, что вы знаете об этом человеке что-нибудь недоброе. Иногда даже наше сочувствие может стать поводом злословия. «Жаль, – говорит, к примеру, некто, – что эта особа позволила себя соблазнить. Не хочется в это верить». Св. Франциск называет подобное злословие отравленной стрелой, которую кто-то окунул в елей, чтобы она тем легче ранила. Кто многозначительно улыбается, покачивает головой, говорит «м-м-да», тот зачастую также очень вредит доброму имени ближнего.

Самые худший вид злословия – когда кто-то кому-то доносит о том, что он услыхал от других людей. Отсюда берут начало ненависть, месть, гнев, который иногда длится до самой смерти. Поэтому Святой Дух перечисляет такие доносы среди семи вещей, мерзких в очах Божиих.

Вот сколько способов согрешить через злословие. А сейчас, положа руку на сердце, спросите самих себя, нет ли за вами подобной вины.

Когда люди будут вас несправедливо обвинять и оговаривать, последуем Богу и не станем мстить. Св. Франциск Сальский страдал, сохраняя полное спокойствие души, когда его несправедливо травили, обвиняя в том, что он оказался виновником смерти человека, с женой которого якобы поддерживал безнравственную связь. Святой мог доказать свою невиновность, но предпочел предоставить защиту Богу. Подобная клевета – это страшные переживания, Бог посылает их только избранным, ибо несовершенные люди просто не вынесли бы их: им они могли бы только повредить.

Клевета, очернительство и поношения могут оказаться смертным грехом. Это зависит от тяжести обвинений, возведенных на ближнего, или от их характера, а также от положения, занимаемого оклеветанным лицом. Больший грех – клевета на начальников, чем очернение частных лиц. Еще больший грех – злословить об отце, матери, братьях, сестрах или вообще о родственниках, чем о совершенно чужих людях. Гораздо худший грех – плохо отзываться о служителях Церкви, духовных лицах, ибо это может повредить вере, потому что таким образом унижается сам характер священнослужительства. И поэтому Святой Дух говорит устами пророка: кто вас коснется – коснется зеницы ока Моего. Поэтому унижение Своих слуг Бог расценивает как личное оскорбление. Также Господь Иисус открыто поучает: кто вами пренебрегает, тот пренебрегает Мной. Поэтому не водитесь с теми, кто злословит о своих духовных пастырях.

В грехах злословия следует тщательно исповедоваться и сказать, говорили ли мы о ближнем худо по легкомыслию или из ненависти и мести? Хотели ли мы повредить чьему-либо доброму имени? Кого мы оговаривали: начальника, равного нам по званию, духовное или светское лицо. В отношении скольких людей мы злословили? Пусть никто не оправдывается и не прикрывается тем, что об ошибках ближнего знали тогда все, так что ничего нового не было сказано. Ибо разве можно человека больного и слабого толкать в пропасть, на краю которой он стоит, под предлогом, что он и сам в нее упадет? Но кто-то еще оправдывается: «Я сказал это приятелю, который поклялся мне в молчании». Ошибаешься, дорогой мой. Сам не держишь своих обещаний, продаешь секреты, а хочешь, чтобы их хранили другие.

2

А сейчас: каковы причины наговоров? Одни злословят из зависти – чтобы навредить ближнему в делах. Купец оговаривает купца, подвергает сомнению качество его товаров, правильность весов. Рабочий, ремесленник клевещет на товарища, что тот плохо работает, что только балуется, а не работает, что люди им недовольны. Тут в игру вступает личная выгода, и она оказывается причиной злословия.

В других случаях к злословию побуждают людей месть и личная ненависть. Если кого-то ненавидишь, если кого-то не перевариваешь, то видишь в нем одно дурное. Однако чаще всего наговоры совершаются по легкомыслию, просто, чтобы почесать языком. И хотя это – меньший грех, все равно это всегда зло, ибо идет в ущерб доброму имени ближнего.

Последствия злоречия очень неприятны. Оно сеет раздор, разрывает отношения, уничтожает узы дружбы, затрудняет примирение, питает вражду, ссорит семьи, брата наполняет злобой против брата, мужа – против жены, пасынка – против мачехи и т.д.

Оговоры затрагивают не только живых, но и умерших – даже в гробу они не дают им покоя. Иногда говорят о мертвых: «Это был пьяница, негодяй, вор, мошенник, прелюбодей». А тем временем, если о живых запрещено без надобности говорить худое, то тем более надлежит уважать доброе имя покойников. Кто знает, быть может те, кого мы терзаем в гробу, умерли в Божией благодати, и их души теперь на небесах! Оглянитесь на себя, оставьте в покое ближнего! Не стоит уничижать ближних, потому что сами мы не без греха. Злые языки производят на земле страшные опустошения – только Бог на Страшном Суде определит, как много их было. Коварный Аман оклеветал перед царем целый народ лишь потому, что ему не поклонился Мардохей и этим оскорбил его гордыню. И если бы не вступился тогда Бог за невинных, сколько крови пролилось бы? Из-за злоречия ребенок теряет уважение к отцу и матери, работник – к работодателю, муж впадает в конфликт с женой, купец и работник теряют доверие у своих покупателей и работодателей, а духовник не находит уважения и послушания в приходе, что оборачивается злом для веры и Церкви, становясь причиной погибели множества душ.

3

Недостаточно исповедоваться в злословии – надлежит исправить причиненное зло. Так же, как вор не получит прощения, пока не возвратит чужого добра – если он в состоянии это сделать – так и люди, оговорившие других, обязаны исправить нанесенную обиду.

Кто допустил клевету, должен взять назад свои слова перед теми, кто их слышал. Нужно сделать это, даже если нас посчитают лжецами и обманщиками, пусть даже нам трудно на это решиться.

Кто сделал достоянием гласности тайные ошибки, не может опровергнуть сказанного, не солгав. Однако он обязан хорошо отзываться о лице, чьему доброму имени нанес ущерб. Мы видим, как много людей на свете предается злословию и перемыванию костей ближнего, однако мало кто стремится исправить причиненное зло. Поэтому столь многие осуждены будут на вечную погибель!

В качестве примечания добавлю, что тот, кто говорит о проступках детей их родителям, или о проступках работников – их работодателям с целью добиться их исправления – тот не повинен в злословии. Хочу в то же время подчеркнуть, что тот, кто с удовольствием слушает пересуды, также грешит. Ибо, если бы не было слушателей, не было бы и наговорщиков. Следовательно, слушатели являются сообщниками данного греха. Дьявол восседает на языке клеветника и в ушах слушателя. Что же делать, если мы оказались в обществе человека, злословящего о ближних? Тому, кто стоит ниже нас по положению, мы вправе приказать молчать, сославшись на зло этого греха. В случае, если собеседник нам ровня, можно ловко направить разговор в другое русло. Если же злоязыкий окажется выше нас по положению, мы не вправе делать ему выговоров, однако, сохраняя почтение, можно дать понять по выражению нашего лица, что разговор нам неприятен.

Какой же вывод следует из всего сказанного? Нам следует остерегаться порочной привычки злословия; углубимся в самих себя – и мы увидим много зла в собственном сердце и преисполнимся большего смирения. Благословен тот, кто молит о прощении своих грехов, а языком пользуется для вознесения хвалы Господу!

Аминь.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», 15 (549), 2006 г.