Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Хосе Педро Манглано

СВЯТОЙ АРССКИЙ ПАСТЫРЬ


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



1. Какое счастье жить с Богом!

В 1789 году произошла Французская революция. В 1791 году входит в силу гражданская Конституция в округе Лион, однако в 1793 году город восстает против Конвента и это восстание приводит к тому, что войска Французской Республики в течение 2 месяцев держат город в осаде. Начались жестокие репрессии, гильотина работала безостановочно, кровь лилась рекой, погибло около 20 000 лионцев. Войска Конвента вошли в Дардильи, городок, соседствующий с Лионом, где в обстановке всеобщего террора проживал семилетний Иоанн Мария Вианней.

Конвент потребовал от священников дать присягу новой Конституции и отделиться от Католической Церкви. Священники, не подчинившиеся приказу, были брошены в тюрьмы и казнены в течении 24 часов. Пытаясь избежать смерти, они прятались и скрывались, а те, кто выдавал не присягнувшего священника или доносил на него, получали 100 ливров вознаграждения. В доме Иоанна Марии многие священники нашли себе убежище. Священник из Дардильи дал присягу, но в 1794 году религиозные преследования ожесточились и деревенскую церковь закрыли.

Христиане служили своей вере тайно. Иоанн Мария принял первое Причастие из рук одного из скрывавшихся священников. Родители отправили его за 6 км в Экьюлли, где монахини тайком учили детей и готовили их к первому Причастию. Итак, в 13 лет вместе с другими 14 детьми он тайно принимает первое Причастие: окно закрыли телегой, груженой сеном. Обряд Причастия совершил священник Гробос, который ходил от деревни к деревне, уделяя таинства и рискуя жизнью.

Пережив все это, молодой Иоанн Мария понял, что мир разделен надвое: на добро и зло, на власть добра и власть зла. Он увидел тех, кто сеял добро и тех, кто творил зло. Первые из них рождали и несли счастье, любовь и мир. Вторые – наоборот.

Он ясно осознал, что доброта – в Боге и в тех, кто с Ним живет. Доброта приводит его к желанию жить с Богом, для себя и для других. Иоанн Мария хотел, чтобы все поняли, что Бог любит их, чтобы люди стали добрыми христианами и заботились о жизни своей души.

Жить с Богом, или жить для мира: вот выбор! И какое счастье жить с Богом!

Что он сказал и что сделал

1.1. «Человек – существо земное; только Святой Дух может возвысить его душу и вознести на Небо.

Почему Святые были настолько оторваны от земли? Потому что доверили Святому Духу вести их.

У ведомых Святым Духом – справедливые идеи. Именно поэтому многие неграмотные знают больше, чем образованные. Когда тебя ведет Бог – нет места ошибке.

Как линза, увеличивающая предметы, Святой Дух заставляет нас видеть добро и зло большим масштабом. Со Святым Духом все видится большим: и мелкие поступки, совершенные для Бога, и мелкие ошибки. Как часовщик, способный разглядеть крошечные детали часов через свою лупу, осветленные Святым Духом, мы тоже можем увидеть все мелочи нашей жизни.

Поэтому даже самые ничтожные промахи становятся больше, а самые скромные грешки вселяют ужас».

1.2. Он советовал начинать каждый день с небольшого предложения Богу: «Надо действовать во имя Бога, вверять наши дела в Его руки. Просыпаясь по утрам, нужно говорить следующее: “Я хочу работать для Тебя, Господи! Я приму все, что Ты мне пошлешь! Я пожертвую собой! Я ничего не могу делать без Тебя, Господи! Помоги мне!”

В миг смерти мы сожалеем о времени, что потратили на развлечения, на ненужные разговоры и праздность, вместо того, чтобы посвятить его жертвам, молитве, добрым делам и замаливанию наших грехов. И тогда мы видим, что ничего не сделали, чтобы попасть на Небо. Дети мои, насколько было бы печально оказаться в такой ситуации!»

1.3. «Те, у кого есть Святой Дух, не могут быть довольными собой, потому что знают свою слабость. Гордыня свойственна тем, в ком нет Святого Духа. Мирские люди не имеют Святого Духа, или нет, имеют, но как бы “вскользь”: Он не задерживается в них. Мирская суета заставляет Его уйти».

1.4. Никогда не поздно начать жить настоящей христианской жизнью, каким бы не было наше прошлое, наш возраст или наши недостатки...

«Не все Святые начинали хорошо, но все смогли хорошо закончить. Если мы плохо начали свою жизнь, то постараемся закончить ее хорошо и попадем на Небо вместе с ними».

1.5. «Люди говорят, что спасти свою душу слишком трудно. Однако на самом деле нет ничего проще: надо соблюдать заповеди Бога и Церкви, избегать 7-ми главных грехов, творить добро, не причинять зла... Вот и все!»

1.6. «Добрые христиане, заботящиеся о спасении своей души, всегда довольны и счастливы, они заранее наслаждаются небесной благодатью и будут счастливы вечно. Тогда как плохие христиане постоянно жалуются, ноют, грустят, так будет всегда, и, в конце концов, они попадут в ад.

Добрый христианин, жаждущий Неба, не обращает внимания на земные ценности, он думает только об очищении своей души, о том, как достичь вечного счастья.

Посмотрите на королей, императоров, на великих мира сего: они очень богаты, но счастливы ли они? Если любят Бога – то да, если не любят – то нет. Мне кажется, что нет ничего более печального, чем богачи, которые не любят Доброго Бога.

Без Бога, даже если ты идешь от одной земли к другой, от одного царства к другому, от одного богатства к другому, от одного наслаждения к другому, все равно никогда не обретешь счастья. Ибо как мучная пылинка во рту не сможет насытить голодного, так и целый мир не сможет осчастливить бессмертную душу».

1.7. «Глаз мирского человека не видит дальше этой жизни, а око доброго христианина зрит в глубину вечности.

Человеку, отдающемуся во власть Святого Духа, кажется, что мира нет, а миру – что нет Бога.

Те, что отдаются во власть Святого Духа, чувствуют в душе огромное счастье».

1.8. «Сердце растет и купается в божественной любви. Рыба никогда не жалуется на избыток воды: добрый христианин никогда не жалуется, что тратит много времени на Бога. Некоторые находят религию скучной, и это потому, что у них нет Святого Духа».

1.9. «Если бы осужденных спросили, почему они оказались в аду, они бы ответили нам: “Потому что противились Святому Духу”. А если бы спросили у Святых, почему они в Раю, то они ответили бы так: “Потому что слушали Святого Духа”».

1.10. «Добрый Господь, ниспослав нам Святого Духа, поступил, как великий царь, который, обязав своего министра идти за своим подданным, сказал ему: “Сопровождай этого человека повсюду и приведи мне его назад живым и невредимым”.

Как замечательно, что нас сопровождает Святой Дух! Это прекрасный проводник!.. и как это возможно, что есть люди, не желающие идти с Ним?»

1.11. Он был глубоко убежден, что человек счастлив лишь тогда, когда живет с Богом, и несчастлив, когда по собственной воле отдаляется от Него: потому что не знает, что говорит Бог, потому что перестал Его слушать и верить Ему.

«Дети мои, почему мы так слепы и невежественны? Почему мы не верим слову Бога?»

Чтобы верить в Бога, нужно понимать Его слова, значит, во-первых, нужно быть образованным:

«У образованного человека всегда есть возможность роста. Человек, не разбирающийся в своей религии, похож на агонизирующего больного, он не понимает ни тяжести греха, ни красоты своей души, ни цену добродетели, он совершает один грех за другим».

1.12. «Есть много христиан, которые не знают, зачем живут в этом мире.

– Господи, зачем Ты направил меня в этот мир?

– Чтобы спасти тебя.

– Но почему Ты хочешь спасти меня?

– Потому что люблю тебя.

Как прекрасно и величественно знать Бога, любить и служить Ему! Это единственное, что мы должны делать на этой земле. Все остальное – это потеря времени».

1.13. «Многие христиане не делают ничего, кроме выполнения желаний своего “трупа”, который скоро обратится в прах (тело он всегда называл “трупом”). Они не думают о своей бедной душе, которой предначертано быть вечно счастливой или несчастной. Они лишены здравого смысла, и это пугает!

Послушайте, дети мои! У нас есть душа, которую нужно спасти, и вечность, которая нас ожидает. Мир, богатства, наслаждения, почести – все пройдет, а Небо и ад – никогда. Так будем же благоразумны!»

1.14. «У тех, кто не имеет веры, душа более слепа, чем у тех, кто не имеет глаз. Мы живем в этом мире, как в тумане, но вера – это ветер, рассеивающий этот туман и позволяет прекрасному солнцу сверкать в нашей душе. Можно сказать, что все кажется веселым, счастливым и утешительным.

Спросим у мирских людей, как они могут видеть, если слепы. А они слепы. Если бы наш Господь Иисус Христос повторил все те чудеса, что сотворил в Иудее, они бы не поверили Ему. Мы говорим: “Господи, я верю без малейших колебаний, и моя вера тверда (О, если бы только мы были убеждены в этих словах!) Я твердо верю, что Ты – повсюду, что Ты видишь меня, Ты – надо мной, верю, что однажды ясно увижу Тебя и получу все блага, что Ты мне обещал. Господи, я надеюсь, что Ты воздашь мне за все, что я сделал для Тебя. Господи, я люблю Тебя, ведь у меня есть сердце, чтобы любить Тебя!” И этих слов, этого акта веры, хватит на все!»

1.15. Когда он цитировал слова Евангелия: «Господь скажет и тем, кто по левую сторону: Идите от Меня, проклятые!...», то очень волновался и объяснял это так: «Проклятые Богом... какое ужасное несчастье! Вы понимаете, дети мои? Проклятые Богом! Богом, Который хочет всегда благословлять! Проклятые Богом, Который Сам есть Любовь! Проклятые Богом, Который является воплощением доброты! Проклятые навсегда! Проклятые Богом!

Если бы грешник, осужденный на вечные муки, лишь только раз сказал: “Боже, я люблю Тебя!” – уже никогда для него не было бы ада. Но эта бедная душа уже потеряла способность любить, ту способность, что получила, и не захотела ею воспользоваться. Сердце такого человека высохло, как гроздь винограда после отжима. Не будет больше ему ни счастья, ни мира, потому что нет больше любви.

Есть люди, которые теряют веру и не видят ада, пока не попадут в него. Мы знаем, что ад существует, но живем так, как будто его нет, мы продаем свою душу за несколько монет.

И это не Бог нас обрекает на муки, а мы сами своими же грехами. Осужденные не обвиняют Бога, а только самих себя. Они говорят: “Я потерял Бога, свою душу и Небо только по своей вине”».

1.16. «Без Бога нет ничего постоянного. Ничего. Жизнь проходит, удача покидает, здоровье рушится, репутация портится. Надо посочувствовать тем, кто вкладывает так много сил во все это. Они делают это потому, что слишком любят себя, но неверной любовью. Поэтому они всегда несчастны, неспокойны, взволнованы, взбудоражены и нервны. Слушайте, дети мои, добрый христианин проезжает этот жизненный путь на триумфальной карете, которую везут Ангелы, а управляет ею Господь. А бедный грешник запряжен в эту карету жизни, в то время как дьявол сидит на ней и подгоняет его ударами хлыста».

1.17. «Христианин, ведомый Святым Духом, не чувствует горечи, расставаясь с благами этой жизни, так как идет навстречу небесным благам. Он умеет видеть разницу.

Те, что отдаются во власть Святому Духу, чувствуют внутри себя большое счастье, тогда как плохие христиане сами ведут себя навстречу невзгодам.

Без Святого Духа мы словно камень, лежащий на дороге. Возьми в одну руку губку, пропитанную водой, а в другую камень, и сожми их. Из камня не выйдет ничего, а из губки польется много воды. Губка – это душа, в которой живет Святой Дух, а камень – это холодное и жестокое сердце, в котором Его нет».

1.18. Так как со своими проповедями отец Вианней обращался к людям простым и неграмотным, то всегда искал простые и выразительные образы, как эти, что воодушевляли людей на действия с благими намерениями и любовью:

«У нас всегда есть два секретаря: дьявол, который записывает все наши дурные поступки, чтобы затем обвинить нас, и наш добрый Ангел, что отмечает наши добрые дела для того, чтобы оправдать нас в Судный День».

«Но имейте в виду, что даже в хороших поступках мы увидим недостатки, мысли о самолюбии, самоудовлетворении, чувственном наслаждении, эгоизме... и все это вперемежку! Эти дела только снаружи выглядят хорошо, как плоды, которые выглядят более желтыми и спелыми, потому что их подточил червь. Нам зачтутся лишь немногие из наших добрых дел, потому что остальные вместо того, чтобы совершать их из любви к Богу, мы делали их по привычке, по ходу, из любви к самим себе. Какая жалость!»

1.19. «Благодать Божья помогает нам шагать по жизни и поддерживает нас. Она нужна нам так же, как костыли хромому».

1.20. Чтобы жить христианской жизнью, необходимо каждое воскресенье приходить на Мессу. Это было постоянной темой проповедей отца Иоанна Марии. И он объясняет это очень просто: «Воскресенье – это благо Доброго Бога, это Его день, день Господа. Он сотворил семь дней недели, Он мог все семь оставить для Себя, но нет: нам Он отдал шесть из них, а для Себя сохранил лишь седьмой. По какому праву ты берешь то, что тебе не принадлежит? Ты же знаешь, что украденное никогда не идет во благо. И день, украденный у Господа, тоже не пойдет на пользу».

И заключает убедительно и ясно: «Я знаю два способа быть бедным: работать в воскресенье и красть у ближнего своего».

1.21. Святой Арсский пастырь был прекрасным знатоком человеческих душ, так как на исповеди выслушивал очень много откровений. После чего он категорически утверждал, что веселье, испытываемое мирскими людьми, фальшиво:

«Я не встречал никого, кто бы жаловался так, как эти бедные мирские. Они носят на себе пальто, сплошь сотканное из шипов, и не могут сделать ни одного движения, чтобы не уколоться, тогда как добрые христиане носят пальто, подбитое мехом».

1.22. «Разве не настоящее сумасшествие иметь возможность наслаждаться небесными благами вместе с Богом ради вечной любви, и предпочесть всему этому ад? Эту глупость невозможно понять, ни оплакать в той же мере».

И похожими словами он часто повторял эту мысль, чтобы она оставила след в сердцах людей: «Надо посочувствовать этим бедным мирским людям».

1.23. Ему нравилось искать иносказания или сравнения, близкие людям, которые его слушали. Например, такие, как это:

«В наших душах Бог действует соответственно мере наших желаний. В стакан помещается ровно столько жидкости, сколько позволяют его размеры».

1.24. «Святые – это как множество крошечных зеркал, в которых отражается Иисус Христос».

1.25. Он хотел, чтобы люди, послушав его, захотели стать Святыми. Он постоянно воодушевлял и направлял их, используя простые образы: «У Святых были добрые сердца, “жидкие”», имея в виду то, что они не были каменными, жестокими, бесчувственными, а совсем наоборот: Святые, как жидкость, принимающая форму любого сосуда, приспосабливаются к каждому человеку.

1.26. «Чтобы быть Святым, нужно быть сумасшедшим, потерять голову. Там, где проходят Святые, Бог всегда идет рядом с ними. Ближних Доброго Бога видно издалека».

1.27. Многие люди, чтобы поверить, искали в сотворенных чудесах зрелища. В сентябре 1843 года Маргарита Гумберт, двоюродная сестра священника, нанесла ему визит. В разговоре она пожаловалась на отсутствие чудес, и тогда священник ей ответил: «Бог всегда Всемогущ. Он всегда способен творить чудеса, и Он сотворит их, как и в прежние времена, но нужна вера!»

1.28. Святой Арсский пастырь совершил в своей жизни несколько совершенно очевидных чудес. Весть о них разнеслась по окрестным деревням. Когда кто-либо приходил из других мест с просьбой совершить чудо, священник просил у них только веры, как это делал Иисус Христос. Отец Вианней настойчиво требовал веры. Однажды одна женщина пришла в Арс, чтобы попросить священника сотворить чудо, так как один из ее родственников заболел. Тогда священник сказал ей: «Хорошо. Молитесь 9 дней, хотя я не знаю, услышит ли вас Бог, ведь в вашем доме не больше веры, чем в лошадином стойле». К несчастью, священник из Арса оказался прав. Когда женщина закончила девятидневную молитву, больной умер.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД