Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Хосе Педро Манглано

СВЯТОЙ АРССКИЙ ПАСТЫРЬ


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



2. Добрый Бог: любовь к Богу

Иоанн Мария Вианней родился 8 мая 1786 года в Дардильи, в 10 км к северу от Лиона. Он был четвертым из семи детей в семье. Его отец, Матео, был землепашцем, владельцем 12 гектаров земли, которые сам обрабатывал. Его мать, Мария, создала настоящую христианскую семью. Каждую ночь она приходила в спальни своих детей и молилась с ними.

Иоанн Мария был обычным ребенком: синеглазым, худым, смуглым, чувствительным, веселым, нервным, импульсивным, добрым. Нормальным ребенком.

Обычно мы говорим, что все дети хороши, и это так и есть. Но дети начинают испытывать тягу не только к добру, но и к злу. Именно в этом отношении и начал отличаться Иоанн Мария от других детей: он старался всегда выбирать добро, и чем дольше он это делал, тем сильнее отвергал зло. Поэтому становятся понятными его слова, которые он со всей искренностью произнесет много лет спустя: «Грех я обнаружил в исповедальне».

Возможно именно там, в его природной доброте, появившейся и развивавшейся в результате его первоначального выбора, и таится один из главных секретов его жизни. Поэтому он и добился этого величественного созвучия с добротой Бога, добротой людей и всего мира. Он никогда не говорил о Боге равнодушно, а называл Его не иначе, как «Добрый Бог».

Его проповеди основывались на следующем: Добрый Бог любит меня, любит каждого в отдельности и всех вместе. Это самая главная правда мира и человека, и, конечно же, Его.

Что он сказал и что сделал

2.1. Всегда называть Бога «Добрый Бог» – не просто капризная или модная привычка: это имя восходит к самой сути, к самому важному в Боге, к первой черте Бога, которую должен открыть человек, чтобы найти Его.

«Добрый Бог создал нас и послал в этот мир, потому что любит нас, Он хочет спасти нас, потому что любит. Добрый Бог хочет нам счастья. Какой же Он добрый, дети мои! Сколько любви Он дал нам и даст еще! Но мы целиком осознаем это только в определенный день: когда окажемся в Раю».

2.2. «Человек, созданный по любви, не может жить без любви: он любит Бога, или любит мир. Тот, кто не любит Бога, привязывает свое сердце к вещам, которые рассеиваются, как дым.

Чем больше ты узнаешь человека, тем меньше любишь. С Богом все происходит наоборот: чем больше ты Его узнаешь, тем больше любишь. И это знание пронизывает душу такой любовью, что те, кто обладают им, любят и желают только Бога.

Любовь Бога – это предвкушение Неба, если бы мы могли попробовать этот “вкус” Неба, насколько мы были бы счастливы! Не любить Бога, значит сделать себя несчастными».

2.3. «Здесь, в приходе, – много раз рассказывал священник, – жил человек, который умер несколько лет назад. Однажды утром, перед тем как идти на работу в поле, он вошел в церковь, чтобы помолиться. Оставив свои вещи у входа, он предстал перед Господом и совсем забылся. Сосед, работавший с ним на одном участке, очень удивился, обнаружив его отсутствие. Тогда он решил поискать его, и ему пришло в голову заглянуть в церковь. Там он и нашел его, и спросил:

– Что ты делаешь здесь столько времени?

А тот ответил:

– Смотрю на Бога, а Бог смотрит на меня».

Иоанн Мария очень часто повторял этот случай, иногда с видимым волнением приговаривая: «Он смотрел на Бога, а Бог смотрел на него. В этом и состоит все, дети мои!»

2.4. «Когда мы любим какого-нибудь человека, нужно ли нам видеть его, чтобы думать о нем? Без всякого сомнения, нет. Точно так же, если мы полюбим Бога, молитва станет нам близка, как дыхание. Насколько мне нравятся эти слова, что мы могли бы говорить каждое утро: “Сегодня я хочу сделать и пережить все, ради Господа. Ничего для мира и собственной выгоды, а только, чтобы угодить моему Спасителю”. Таким образом, душа соединяется с Богом, видит только Его, и действует только во имя Него».

«Мы часто говорим: “Господи, будь же милостив ко мне!” Так же, как ребенок говорит своей матери: “Дай мне руку!” или “Дай мне хлеба!” Когда у нас на душе тяжело, давайте подумаем о том, что впереди нас идет Христос, несущий Свой крест, и объединим наши горести со страданиями божественного Спасителя».

2.5. «Если мы не любим Сердце Христово, что же тогда мы будем любить? Нет ничего более важного, чем любовь в этом Сердце. Как можно не любить то, что настолько прекрасно?»

2.6. «Нам нужно поступать так, как поступают зимой пастухи: разжигают костер и время от времени бегут искать дрова, чтобы поддерживать его. Если мы, как эти пастухи, сумеем поддерживать в наших сердцах огонь любви к Богу молитвами и добрыми делами, то он никогда не погаснет».

Так же Иоанн Мария советовал молиться на протяжении всего дня: например, по дороге на работу; обрабатывая землю, он предлагал прочитывать молитву «Радуйся, Мария!» на каждом круге, а молитву «Ангел Господень» читать три раза в день. Так мы сможем поддерживать огонь любви к Богу в течение всего дня.

2.7. Он учил всегда следовать очень простой модели поведения: «Вот это правило: не делать ничего того, что мы не могли бы предложить Доброму Богу. То есть нельзя предлагать Ему ложь, несправедливость, злость, ненависть, брань, дурные сцены». И тут же печально прибавлял: «К сожалению, именно так все в мире и происходит».

2.8. «Обычно годы нашей молодости мы отдаем дьяволу, а остальные – Богу, Который настолько добр, что рад и этому. Но хорошо, что не все поступают так. Счастливы будут те души, что смогут сказать Доброму Богу: “Господи, я всегда принадлежал Тебе”. Как это прекрасно! Как это красиво и величественно – отдать Богу свою молодость! Это огромный источник радости и счастья!»

2.9. То, что Бог – его Отец, не просто заученная наизусть истина, а истина, добытая опытным путем, и она позволяет ему легко и радостно сказать: «Как прекрасно иметь на Небесах Отца!»

2.10. Иоанн Богослов, имея в виду Бога, говорил: «Он полюбил нас первым». То есть, наша любовь к Богу – это наш Ему ответ, это вторично. Любовь к Богу является следствием Его любви к нам, она появилась после того, как мы поняли, что Он любит нас, и многое сделал ради нас. Священник из Арса говорил об этом так: «Иисус, узнать Тебя – значит полюбить Тебя. Если бы мы узнали, как Бог любит нас, то умерли бы от счастья. Я не думаю, что есть такие каменные сердца, которые были бы неспособны ответить любовью на такую любовь».

2.11. Чтобы обратить наше внимание на то, что Бог действительно нас любит, ему приходилось на простых примерах показывать, что именно сделал Иисус ради нас. Отец Вианней распорядился построить в церкви Арса часовню и поместить в ней образ Христа, только что высеченного и одетого в красную тунику, каким Пилат выставил Его перед народом и сказал: «Се – человек!»

«Иногда достаточно просто бросить взгляд на такой Образ, чтобы сердце взволновалось и обратилось. Образы нас очень впечатляют, иногда почти так же сильно, как и дела, о которых они напоминают».

2.12. «Самый простой способ зажечь в сердцах верующих огонь любви к Господу – это толковать им Евангелие».

2.13. Евангелие, распятие, евхаристия представлялись ему мольбами Бога, направленными к каждому человеку и говорящими о том, что у Него нет других средств, чтобы добиться нашей любви. И священник восклицал: «Господи, что же мы можем тогда любить, если не любим саму любовь?»

2.14. Однажды в 1852 году, когда ему исполнилось 66 лет, на уроке катехизиса для сельской молодежи, одна девочка подошла к нему и, встав на цыпочки, выдернула из его головы волосок на память (ведь деревенские жители уже тогда относились к нему, как к Святому). Когда священник, обернувшись, заметил этот странный поступок, то рассмеялся и сказал ей следующее: «Девочка, крепко люби Бога». Таков был его вывод, а все остальное – глупости.

2.15. «Есть люди, которые не любят Доброго Бога, не молятся Ему, но процветают. Это дурной знак. Они сделали несколько добрых дел, совершив при этом много дурного. И Добрый Бог награждает их за эти добрые дела сейчас, в этой жизни, потому как потом не даст».

2.16. «Если в вас нет любви к Богу, вы – бедняк. Вы – как дерево без цветков и плодов...»

2.17. «Ищет ли рыба деревья или поля? Нет, она выбирает воду. А сидит ли птица на земле без движения? Нет, она летает в воздухе. А человек, созданный, чтобы любить Бога и владеть Им, не любит Его и вкладывает свое сердце и свою любовь в другое...»



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД