Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Хосе Педро Манглано

СВЯТОЙ АРССКИЙ ПАСТЫРЬ


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



3. Грех – это палач

В свои 13 лет он не умел ни читать, ни писать. Зато он прекрасно пользовался мотыгой, так как помогал своему отцу, работая с ним в поле. Но как держать в руках ручку он не знал. По-французски говорил плохо, так как на ферме все говорили на местном диалекте. Родители позволили ему походить в школу два года: по 4 месяца каждый год.

Когда мальчик решил стать священником, отец сначала был против, так как нуждался в его помощи в поле, а потом уступил. У семьи не было денег, поэтому его отправили к родственникам в Экьюлли, где отец Балли начал готовить его к поступлению в семинарию. Так он попал в класс мальчиков, которые все учились по одному плану. Было ему тогда 20 лет, намного больше, чем остальным ученикам в группе.

«Я не мог удержать в своей бестолковой голове ничего», – вспоминает он годы спустя. Латынь ему не давалась, да и французская грамматика тоже. Память была плохой, он все забывал. Ночи напролет он учился, однако так и не преуспел. Однажды совсем отчаявшись, он попросил отца Балли отпустить его домой. Но слова этого священника: «Если ты уходишь, тогда “прощайте, планы!, прощай, священнослужительство!, прощайте, души!”» заставили его изменить свои намерения. Он продолжил учебу, но решил пешком совершить паломничество в Лювек к мощам Святого Франциска из Региса. Там, за добрую сотню километров, он попросил милости, чтобы овладеть латынью и сдать экзамен по теологии.

Несмотря на свою неспособность к учебе, Иоанн Мария владел особенными знаниями: он был настроен на одну волну с добром и Добрым Богом. Его понимание добра и зла помогло ему ясно увидеть, что каждый человек сам решает свою судьбу.

Он знал самое главное: истинное добро – это Добрый Бог, а истинное зло – это отвержение Бога, то есть грех. Восстать против Бога, изгнать Его из своей души, настроиться против Него – большая ошибка. Здоровье души важнее здоровья телесного. Тело он не называл «телом», его особая мудрость и чувство юмора заставляли его называть тело «трупом»: ведь тело обратится в прах, землю, а человек создан для вечности. Грех – вот истинное зло. Именно грех – палач вечности, в которой мы должны оказаться рядом с Богом.

Что он сказал и что сделал

3.1. «Когда мы отдаемся во власть своих страстей, то как бы вонзаем себе в сердце занозы. Тот, кто живет в грехе, перенимает привычки и принимает обличье животного. Животное, которое не имеет способности мыслить, различает только свои потребности. Точно так же и человек, уподобляющийся животному, тоже теряет рассудок и становится управляемым желаниями своего “трупа”. Христианин, созданный по образу Господа, и выкупленный за Его Кровь! Христианин, сын Господа, брат Господа, наследник Господа! Христианин, объект милости трех божественных Лиц! Христианин, чье тело есть храм Святого Духа! Вот то, что грех загрязняет.

Грех – это палач Доброго Бога и убийца души... Как мы можем обидеть Бога, Который делал нам только добро и радовать дьявола, который причинял нам только зло?! Какая глупость!»

3.2. Он по-настоящему переживал за каждого грешника, так как знал, что человек не может быть счастлив без Бога.

«Несчастные грешники! Когда я думаю о том, что есть люди, которые умерли, не насладившись ни одним мгновением любви к Богу...»

3.3. «Добрый Бог хочет сделать нас счастливыми, а мы не желаем этого. Мы уходим от Него и отдаем себя дьяволу. Мы убегаем от своего Друга и ищем своего палача! Мы теряем время, что было отпущено нам для спасения. Мы воюем теми самыми средствами, что дал нам Господь, чтобы служить Ему.

Легко понять, что мы – творение Господа, а что распятие Его – наша вина, – понять невозможно».

3.4. Когда он узнавал, что какой-то человек избегал Бога, не просил у Него прощения и не хотел вернуться, то удваивал свои молитвы и жертвы. «Я не чувствую себя хорошо, если не прошу за грешников», – говорил он с юмором.

Когда приближался какой-либо большой праздник, особенно в страстную неделю, он совершал необыкновенные жертвы, чтобы помочь большему числу грешников вернуться к Богу. Это был его подарок.

3.5. «Наш Господь как мать, которая несет на руках своего ребенка. Малыш капризничает, пинается, кусается и царапается, но она не обращает внимания. Она знает, что если отпустит его, он упадет и не сможет идти сам. Так и наш Господь: несмотря ни на что терпит наше дурное обращение, принимает наше высокомерие, прощает нам все ошибки и милостиво относится к нам. Добрый Бог быстрее простит грехи покаявшемуся грешнику, чем мать вытащит из огня свое дитя».

3.6. «Сердце грешника – это похоже на кусок пропавшей пищи, которую пожирают черви».

3.7. «За одно богохульство, за одну дурную мысль, за одну бутылку вина, за две минуты наслаждения потерять Бога, свою душу и Небо навсегда?!

Дети мои, если вы увидите человека, собирающего дрова и разводящего большой костер, и спросите его, зачем он это делает, он ответит вам: “Готовлю огонь, в котором должен сгореть”. А что бы вы подумали, если бы увидели человека, который подошел к горящему костру и бросился в пламя? Что бы вы сказали?

Когда мы грешим, то делаем то же самое. Это не Бог бросает нас в ад, а мы сами. Осужденный скажет: “Я потерял Бога, свою душу и Небо по своей вине, только по своей огромнейшей вине!” Он поднимется, чтобы затем снова пасть».

3.8. Священник из Арса имел необыкновенную способность обращать грешников. Можно сказать, что он любил их со всей ненавистью, которую испытывал к греху. Он проклинал грех и говорил о нем с ужасом и презрением, но к грешникам испытывал огромное сострадание, и его вздохи по потерянным душам разрывали сердце: «Боже мой, – воскликнул он однажды, сидя в своей комнате, во время Великого Поста 1841 года, – Боже, Ты испытал так много страданий, чтобы спасти их, а они сами приговорили себя».

Или читая катехизис, он говорил: «Как горько осознавать, что есть люди, которые умирают без любви к Богу!»

Каждый вечер он едва мог молиться – так он плакал и непрерывно повторял свою просьбу: «Господи, не дай грешнику погибнуть! Бедные грешники (нужно было слышать, каким тоном он произносил эти слова), о, если бы я мог исповедаться вместо вас!»

3.9. «Грех – это палач Доброго Бога и убийца души. Это то, что выманивает нас из Рая и бросает в ад. И это мы любим?! Какая глупость! Если мы хорошо подумаем обо всем этом, то испытаем такой живой страх к греху, что не сможем его совершить».

3.10. «Дети мои, насколько мы неблагодарны! Добрый Бог хочет сделать нас счастливыми, а мы не хотим этого. Мы избегаем Его и отдаемся в руки дьявола. Мы убегаем от нашего Друга и ищем палача. Мы совершаем грехи, пачкаемся в грязи. И попав в эту трясину, мы уже не можем из нее выбраться. Если бы в ней остались погребенными наши сокровища, то мы бы точно приложили все усилия, чтобы не лишиться их и вытащить. Но поскольку речь идет “всего лишь” о нашей душе, мы даже не шелохнемся...

Что же нам сделал Добрый Бог, что мы Его так огорчаем и даже, в некотором смысле, “заставляем” умереть снова? Его, Который избавил нас от ада! Было бы хорошо, если бы все нечестивцы, отправляясь грешить, встречали бы Его по дороге, как Святой Петр Его встретил. Тогда сказал ему Господь: “Так как ты уходишь, Я иду в Рим, чтобы быть распятым заново”. Может быть, это заставило бы грешников задуматься».

3.11. «Небо, ад, чистилище в некотором роде присутствуют уже на земле. Чистилище находится в душах тех, кто еще не потерял себя, ад находится в сердцах неверующих, а Рай – в тех прекрасных людях, которые очень близки к Богу».

3.12. «Если бы у осужденных было время, что мы обычно теряем, какое замечательное применение нашли бы они ему! Если бы у них было всего полчаса! Эти полчаса опустошили бы ад!

Если бы мы сказали грешникам, уже находящимся в аду: “Давайте поставим у двери в ад одного священника. Те, кто хочет исповедаться, должны всего лишь выйти”. Как вы думаете, останется ли там кто-нибудь? Ад опустеет, а Небо наполнится людьми. У нас пока еще есть время и средства, которых у них уже нет».

3.13. Ему очень нравилось повторять это сравнение с горчичным зернышком: «Что есть наши грехи по сравнению с милосердием Господа? Они как горчичное зернышко рядом с огромной горой».

3.14. Преподобный отец Токканиер рассказывает: «Однажды, встретившись с ним, я произнес: “Какая сегодня ужасная погода”. А он мне ответил: “Плохая погода бывает только для грешников”. Таким образом он хотел сказать, что для детей Бога нет ничего на самом деле плохого, тогда как для тех, кто не живет с Богом...»

3.15. «Почему мы не способны с большей пользой использовать таинство покаяния? Почему мы не ищем всех секретов Доброго Бога, которое не имеет границ в этом таинстве?

Когда мы идем на исповедь, то должны понимать, что делаем. Можно сказать, что мы “снимаем” с креста нашего Господа. Некоторые хлюпают носами, когда священник отпускает им грехи, другие вспоминают, обо всех ли грехах рассказали. Но когда священник отпускает нам грехи, нельзя думать ни о чем, кроме одного: Кровь нашего Доброго Бога омывает нашу душу, очищая ее, и возвращает ей ту чистоту, что обрела она после крещения».



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД