Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Хосе Педро Манглано

СВЯТОЙ АРССКИЙ ПАСТЫРЬ


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



6. Скупцы Небес: Небо и бедность

С самого начала жители деревни обратили внимание на то, как молится и как проводит Мессу новый священник. Также привлекла внимание жителей его свободная и щедрая бедность. Как только он пришел в приходский дом, тут же попросил вынести оттуда все, что не было необходимым для жизни.

Он отдает всегда и все, что может отдать. Отдает всем. Он меняет свой белый хлеб на черствый хлеб нищих, отдает свою обувь, продает все, что может продать...

Через пять лет, в 1823 году он начинает проект, который позже назовет «Провидение». Он создает бесплатную школу для детей, где находят приют малыши, в основном сироты: начинает он с 12 детей и через некоторое время их становится уже 60. Тем, кто нашел приют в «Провидении» от 6 до 20 лет. У него в кармане нет и копейки, но для нуждающихся он находит все необходимое.

Он желает любить только Господа Бога и души, которые Господь ему поручил. Для этого он хочет, чтобы душа его была свободной, абсолютно свободной от всего земного. Он прекрасно понимал, что чем беднее человек, тем богаче.

К самому себе он очень суров и в то же время с другими людьми и с Господом он невероятно щедр: каждый человек для него важен, любовь его так велика, что он не может смириться с нуждой других. Он пытается спасти души для Господа и одновременно заботится об их телах.

Что он говорил и что делал

6.1. «Есть два вида скупости: небесная и земная. Земная скупость никогда не приведет к желаемому богатству; всегда только копит, копит и копит. В момент же смерти у земного скупца не будет ничего.

Я много раз говорил вам, это все равно, что запасаться слишком многим на зиму: когда приходит время нового урожая, не знаешь, что делать с остатками, такие запасы создают только проблемы. Так же, когда приходит смерть, земные богатства не понадобятся, они только принесут лишние беспокойства. Мы ничего не возьмем с собой, все оставим здесь, на земле.

Что бы вы сказали о человеке, который наполнил свой дом провизией, а потом вынужден был выкидывать ее, потому что она начала гнить? А что бы вы сказали о человеке, который бросил прекрасные драгоценные камни, золото, бриллианты, которые мог бы сохранить и отвезти куда угодно, и за которые ему дали бы целое состояние?

Дети мои, ведь мы поступаем точно так же: мы привязываемся к материальному, к тому, что бренно и не заботимся о том, как обрести Небеса – единственное настоящее сокровище!»

6.2. Больше всего его волновало то, как внушить христианам убежденность в том, что на земле мы лишь гости, что стоит жить как небесные скупцы.

«Землю можно сравнить с мостом, который нам служит для того, чтобы перейти реку: он лишь подпора нашим ступням.

Мы живем в этом мире, но мы не принадлежим ему, так говорим мы день за днем: “Отче наш, сущий на Небесах”. Вознаграждения надо ждать, когда мы обретем наш дом, Отчий дом».

6.3. Он хотел жить бедно, отказываясь от всего возможного, чтобы ничто земное не привязывало его. Если он мог отдать что-либо, то делал это незамедлительно. Однажды, направляясь в детский дом для чтения катехизиса, он встретил нищего, чьи ботинки были все изорваны. Тут же священник отдал ему свои туфли и продолжил путь к детскому дому, стараясь скрыть босые ноги под сутаной. Рассказывает Иоанна Мария Чаней:

«Однажды утром я отправила ему абсолютно новые дорогие туфли. Каково же было мое удивление, когда в тот же вечер я увидела его в старых башмаках, которые уже ни на что не годились! Я забыла выбросить их из его комнаты.

Вы отдали другие туфли? – спросила я.

Кажется, да, – ответил он мне преспокойно».

6.4. Дабы направить тех, кто считал, что быть Святым значит проводить дни напролет в церкви, забывая о своей обязанности заботиться о ближнем, он говорил: «Чувствуйте необходимость возносить молитву Господу, проводя весь день в церкви, но вами, несомненно, овладеет мысль, что было бы намного полезнее работать ради тех, кто находится в большой нужде. Это возрадует Господа нашего намного больше, нежели весь день, проведенный в церкви у дарохранительницы».

6.5. В последние годы жизни его назначали каноником. Каноники одевают поверх сутаны музету – темно-лиловую ткань, которая надевается на плечи. Когда он получил сшитую для него музету, он продал ее и отдал деньги бедным и сиротам. Он был уверен в том, что «друзья бедных – друзья Бога».

6.6. «Если вы владеете многим, отдавайте тоже много; если владеете малым – отдавайте мало, но подавайте от чистого сердца и делайте это с радостью».

6.7. В январе 1823 года, через 5 лет после его прибытия в Арс, он помогал миссии в соседней деревне Тревуа. Стояла очень холодная погода, а он часами исповедовал. Несколько прихожан сложились и купили ему теплые черные брюки из толстого вельвета. Однажды в субботу, когда он возвращался в Арс пешком, ему встретился бедняк, которого трясло от холода, так как на нем практически не было одежды. «Подождите, друг мой», сказал священник, спрятался и, спустя несколько минут, появился со своими брюками в руках и отдал их бедняку.

Через несколько дней в Тревуа его спросили, нравятся ли ему новые брюки.

«Ах, да. Я нашел им замечательное применение: один бедняк попросил, чтобы я отдал их на время, на несколько веков», пошутил он.

6.8. Отец Вианней хотел жить так, словно земля не играла для него роли, и часто говорил: «Земные ценности... они ничтожны по сравнению с сокровищами небесными!»

«Мир бренный и мы смертны. Короли, императоры, все покидают этот мир. Мы предстаем перед вечностью, откуда уже никто не возвращается. Единственное, что важно – спасти свою бедную душу.

Святые не были привязаны к земным благам, они думали лишь о благах небесных. Люди же, наоборот, думают только о настоящем.

Нужно поступать как короли: перед тем, как их свергали с трона, они собирали и увозили свои сокровища, и эти сокровища их ждали. Таким же образом и добрый христианин посылает все свои добрые деяния к вратам небесным».

6.9. «Насколько беден становится человек ради любви к Богу, настолько богаче он становится».

6.10. «Сердце его сострадало каждому несчастью, – сказал однажды сеньор де Гарет. – Нежнейше любил он бедняков. Ради них он лишал себя всего: он отдавал, отдавал не переставая. Ради того, чтобы дать милостыню, он продавал все, что мог: свою мебель, одежду, каждый незначительный предмет, что принадлежал ему».

6.11. С невероятной деликатностью Святой Арсский пастырь умел избежать того, чтобы бедняки и умирающие деревни чувствовали себя оскорбленными. Несколько раз он помогал деньгами людям, которые решили открыть магазин в Арсе. Когда же ему попытались вернуть деньги, он категорически отказывался брать их и говорил: «Я не даю в долг, я отдаю. Разве Господь до этого не дал мне эти деньги?»

6.12. «Нельзя презирать бедняков, ведь таким образом мы презираем Господа».

6.13. Казалось, что деньги жгли ему карманы, когда они у него появлялись, он тут же отдавал их. Он смог достать много денег для того, чтобы помогать бедным. Он всегда посмеивался и в то же время сочувствовал тем, кто стремился иметь все больше и больше денег, больше и больше богатств: «Они похожи на тех, кто пытается наполнить мешки дымкой или, точнее на тех, кто копит тыквы для того, чтобы сделать себе состояние, но когда приходит зима, эти тыквы сгнивают».

6.14. «Я не знаком ни с кем, кто бы обеднел, совершая добрые дела».

6.15. Всеми возможными способами он воодушевлял людей становиться небесными скупцами и не зависеть от количества земных благ:

«Плохой христианин не может понять этот прекрасный небесный опыт, который радует и вдохновляет доброго христианина. Все, что делает счастливыми Святых, им кажется непереносимым и тяжким.

Послушайте, дети мои, как радуют такие мысли: “С кем мы будем на Небесах? С Богом, Который является нашим Отцом, с Иисусом Христом, Братом нашим, с Пресвятой Богородицей, Матерью нашей и Святыми – нашими друзьями”.

Если бы мы хорошенько понимали, как велико наше счастье, мы могли бы стать даже более счастливыми, чем Святые в Раю. Они живут за счет того, что уже свершили и ничего больше им не заработать. Мы же, наоборот, можем каждую секунду увеличивать наше состояние.

Нельзя думать только о работе и забывать о вознаграждении. Продавец не думает о трудностях своей работы, он думает о прибыли, которую сможет получить. Что такое двадцать или тридцать лет по сравнению с вечностью?»

6.16. Добрый Бог желает нам счастья на земле и вечного счастья в Раю, когда мы попадем туда. Он объяснял это простой притчей:

«Если бы однажды принц или император призвал к себе одного из подданных и сказал бы ему: “Я хочу, чтобы ты был счастлив, оставайся со мной, пользуйся всем, что есть у меня, но не разочаровывай меня, будь честен”. Представляете, на что бы только не пошел тот подданный, с каким бы пылом он старался сделать все, лишь бы не потерять расположение своего господина. Так вот Господь поступает с нами так же, а мы ничуть не дорожим Его дружбой, не обращаем внимания на Его обещания. Какая жалость!»

6.17. Говорит Святой Петр в своем первом послании: «Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого проглотить». Священник объясняет эти слова так: «Нет на земле места, где бы мы могли укрыться от действий дьявола. Мы можем встретиться с ним повсюду, и он попытается отнять у нас Небеса, но мы можем одержать победу в этой битве.

Когда нам кажется, что все потеряно, нужно только выкрикнуть: “Господи, спаси нас, к Тебе взываем!” Потому что Господь наш всегда с нами, Он наблюдает за нами, снисходительно улыбается и говорит: “На самом деле ты любишь Меня! Признаю, что любишь Меня!” Ведь в битвах с дьяволом, в борьбе с искушениями мы показываем нашу любовь к Господу.

Сколько незнакомых душ, сегодня живущих с нами, мы увидим в Царствии Небесном. Они богаты своими ежеминутными победами. Именно этим душам Добрый Бог скажет: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от создания мира”».

6.18. Постоянно надеяться. «Мы еще не страдали так, как страдали мученики. Спросите их, стоят ли Небеса их мук? Добрый Бог не просит нас о таких жертвах. Воспряньте духом, друзья мои! Когда настанет ваш последний день, вы скажете: “Да будут благословенны те битвы, что привели меня на Небеса!”»

6.19. Он советовал, чтобы мы начинали каждый день с акта надежды: «Наш Ангел-хранитель всегда с нами с пером в руке, чтобы записать все наши победы. Мы должны говорить себе по утрам: “Душа моя, давай поработаем, чтобы достичь Небес”».

6.20. Нужно стать скупцами небесными, и путь этот очень прост: «Заповеди Господни – это указания, которые нужно соблюдать, чтобы следовать дорогой, ведущей на Небеса, это как знаки, которые ставят в начале улицы или в начале пути, чтобы указать названия».

6.21. «Жизнь на этой земле – это мост, который служит нам, чтобы пройти путь от одного конца бесконечности к другому... Когда мы умираем, мы возвращаем земле то, что она нам дала. Горсточка пыли – это то, во что мы превращаемся. Нет повода, чтобы гордиться.

Проще говоря, мы похожи на маленькие горки из песка, которые подхватывает ветер, несет их, и очень быстро они исчезают. Наши братья и сестры, что уже умерли, превратились в такую же горсточку пепла.

В этом мире нужно работать и бороться! Будет много времени, чтобы отдохнуть: целая вечность!»



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД