Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Хосе Педро Манглано

СВЯТОЙ АРССКИЙ ПАСТЫРЬ


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



8. Рай на земле: Евхаристия

Когда настоятель приехал в Арс, здание церкви было в плачевном состоянии. Маленькая, с одной единственной боковой часовенкой, посвященной Деве Марии, со старым деревянным алтарем, со звонницей, которая была частично разрушена 24 года назад...

Так выглядел Дом Божий, который ему поручили. «Если бы было в нас достаточно веры, мы бы могли видеть Иисуса Христа во время Мессы, как Его видят Ангелы на небесах. Он там. Он ждет нас», – говорил он. Так как «для Господа все – недостаточно», он с первого дня начал работать, не покладая рук, чтобы добиться для Бога всего самого лучшего.

В первое же лето своего пребывания он установил новый деревянный алтарь, который через девять лет заменил на другой, сделанный из мрамора с тремя высеченными фигурами: Агнца Божья, Святого Сикста – покровителя Арса и Святого Иоанна Крестителя – своего собственного покровителя. Он также построил звонницу из кирпича и установил в ней два замечательных колокола. Он построил в церкви часовню Святого Иоанна Крестителя. «Если бы вы знали, что произошло в этой часовне, вы бы не осмелились и зайти в нее», – сказал он однажды, а через пятнадцать лет он построил еще три часовни. Он обновил орнаты священников, сам покупая лучшие холсты на рынке в Лионе. Ему доставляло большое удовольствие видеть сокровища, которые он добывал для Господа. Он создал братство Святого Таинства для мужчин деревни и, спустя годы, он с гордостью говорил, что, когда бы он ни зашел, всегда находил в часовне прихожанина, возносившего молитву Господу перед дарохранительницей. Он добился того, что Гареты – богатейшая семья Арса – пожертвовала церкви огромную позолоченную дарохранительницу, которая сейчас находится в часовне Святого Иоанна Крестителя. В свой первый год он также организовал крестный ход Тела и Крови Христа, который год от года становился все богаче, с прекрасным паллием, который изготовили по его заказу. А также огромное множество других дел, которые с большим воодушевлением сделал священник, всегда находя только лучшее для Господа нашего, Который доверял нам Его заботу.

Что он сказал и что сделал

8.1. Когда священник прибыл в деревню, жители Арса были холодны и в какой-то степени равнодушны по отношению к Богу. Он хотел завоевать деревню. Скромный деревенский священник интуитивно понял, что почитание священной Евхаристии всегда было и будет самым эффективным способом возрождения христианства.

«Иисус Христос там, в дарохранительнице ждет, когда мы придем к Нему, когда обратимся к Нему с просьбой. Он там, в таинстве Любви Своей, Он не перестает просить за нас перед Отцом Своим за грешников земных, за нас с вами. Он там, для того чтобы утешить нас, поэтому мы должны как можно чаще навещать Его.

Как радуется Он каждому моменту, которым мы жертвуем, отрываясь от нашей работы или капризов для того, чтобы побыть с Ним, помолиться Ему, утешить Его нашим раскаянием за все грехи мира.

Когда Он видит невинные души, которые приходят к Нему, Он улыбается! Какое счастье испытываем мы, находясь с Господом наедине, у ног Его, перед дарохранительницей!»

8.2. «Иисус Христос сказал: “Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы вы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного”. Нам никогда бы и в голову не пришло просить у Господа Его собственного Сына. Но Господь сделал то, что человек и представить себе не мог. То, что человек не может сказать, ни даже подумать, чего бы он ни посмел бы даже возжелать, Господь в любви Своей сказал, подумал и сделал.

Без божественной Евхаристии не было бы счастья на земле, жизнь была бы невыносимой. Когда мы получаем Святое Причастие, с Ним к нам приходят радость и счастье».

8.3. «Добрый Бог, Который отдает Себя Самого в таинстве Своей Любви к нам, также дает нам огромное желание, которое только Он в силах удовлетворить. Рядом с этим таинством, мы похожи на человека, который умирает от жажды, находясь на берегу реки, когда, чтобы утолить жажду, ему стоит только наклонить голову. Мы словно тот бедняк, что живет на сокровищах, и, чтобы разбогатеть, ему всего лишь надо протянуть руку!»

8.4. «Если бы христиане могли понимать язык Иисуса Христа, Который говорит им: “Несмотря на твою грешность, Я хочу увидеть поближе прекрасную душу, которую Я создал для Себя. Я создал ее такой огромной, что только Я могу заполнить ее. Я создал ее такой чистой, что только Мое Тело может накормить ее”».

8.5. «Дети мои, нет ничего большего, чем Евхаристия. Достойное причастие намного важнее всех человеческих милосердных дел.

Если бы могли мы постичь все блага, сокрытые в Причастии, сердце бы человеческое ни в чем больше не нуждалось... скупец не обращал бы внимания на богатство, амбициозный – на успехи, каждый человек покинул бы землю, стряхнул пыль с ног своих и улетел бы к Небесам».

8.6. «Причащающийся растворяется в Боге, как капля воды в океане, становится невозможно отделить его. Если бы кто-нибудь после того, как мы причащались, спросил бы нас: “Что вы уносите домой?” мы могли бы ответить: “Небеса”. Так и есть на самом деле, но в нас недостаточно веры. К сожалению, мы не постигаем наше достоинство! Выходя из церкви после причащения, мы счастливы словно Волхвы, если бы им разрешили забрать новорожденного Иисуса».

8.7. «Возьми стакан воды и хорошенько закрой его: он сохранится столько, сколько захочешь. Если таким же образом после Причащения ты сможешь сохранить в себе Господа нашего, то почувствуешь в себе силу, подобную огню, которая будет вдохновлять тебя на добрые дела и внушит тебе отвращение ко всему плохому.

Мне не нравится, что некоторые люди по возвращении с Мессы тут же начинают читать. О, нет! Зачем вам слова человеческие, когда Сам Господь говорит с вами? Нужно слушать, что Добрый Бог говорит нашему сердцу».

8.8. «Дети мои, всему живому необходимо питаться, чтобы жить. Но душа наша тоже нуждается в пище. Чем же она может поддерживать свои силы? Пища для души – это Кровь и Тело Господни. Прекрасная пища! Душа не может питаться ничем, кроме как Господом. Только Господь сможет удовлетворить ее. Только Господь сможет утолить ее голод. Она очень нуждается в своем Господе. Как счастливы невинные души, которые могут соединиться с Господом нашим через Причастие! На Небесах они засверкают, словно прекрасные бриллианты.

Так идите же причащаться, дети мои, идите к Иисусу с любовью и доверием. Накормитесь Иисусом, чтобы жить ради Него. Не говорите, что у вас слишком много дел. Разве не говорил Спаситель: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Разве смогли бы вы отказаться от такого искреннего и сердечного приглашения?»

8.9. «Не говорите, что вы не достойны Его. Это правда, что вы не достойны Его, но вы нуждаетесь в Нем. Если бы для Господа было важно, достойны мы Его или нет, Он бы не подарил нам это великое таинство Любви. Никто на земле не достоин Его, ни Святые, ни Ангелы, ни Архангелы, но Он думал о наших нуждах, а все мы нуждаемся в Нем. Не говорите, что вы грешники, и что вы слишком ничтожны для Него и поэтому вы не смеете прийти к Нему. В этом случае вы становитесь подобны больному, который отказывается принимать лекарства и не хочет звать доктора.

Дети мои, если бы мы могли по достоинству оценить таинство Причастия, то причащались бы намного чаще, сохраняя душу нашу невинной перед глазами Господа».

8.10. Любая причина хороша для того, чтобы приклонить голову перед дарохранительницей.

«Дети мои, когда вы просыпаетесь среди ночи, перенеситесь мысленно к дарохранительнице, чтобы сказать Господу нашему: “Господь мой, Ты здесь, я пришел любить Тебя, восхвалять Тебя, благодарить Тебя, сопровождать Тебя с ангелами”».

8.11. Он сам всегда находил случай, чтобы подойти к дарохранительнице. Свои проповеди готовил перед дарохранительницей. Во время проповеди он вставал рядом с ней. То, что он находился рядом с дарохранительницей, придавало ему уверенности.

8.12. Самой большой радостью для отца Вианнея было раздавать гостии, совершая обряд Причащения. Тело Иисуса он отдавал каждому прихожанину, каждой душе. Часто он делал это со слезами на глазах.

8.13. «Если бы мы любили Господа нашего, всегда бы перед нашими глазами и в душе нашей стояла эта золотая дарохранительница, этот дом Доброго Бога. Когда мы в пути вдруг замечаем звонницу, наше сердце должно было бы забиться чаще, и только с большим усилием мы смогли бы оторвать от нее взгляд».

8.14. «Ах, если бы у нас были глаза Ангелов, которые видят Иисуса Христа, Который здесь на этом алтаре, Который смотрит на нас... как бы мы Его возлюбили! Мы бы не захотели покидать Его ни на мгновение, захотели бы навсегда остаться у ног Его, это было бы похоже на Рай, все остальное нам бы показалось скучным и серым. И этого не происходит потому, что в нас недостаточно веры».

8.15. Жители деревни сразу обратили внимание, как по-особенному служил Мессу их новый священник. Он был человеком ниже среднего роста, без особой осанки, одетый в сутану из грубого сукна и крестьянскую обувь. Но когда они видели его за алтарем во время служения Мессы, от него словно исходил свет, и вся фигура его преображалась, служил он с таким уважением и благоговением, что было очевидным – священник верил во все, что совершал. «У нас очень бедная церковь, – говорил мэр, – у нас очень бедная церковь, но наш священник – Святой».

8.16. «Я счастлив быть священником, потому что могу служить Мессу», – говорил отец Вианней. Как только он просыпался, то сразу начинал готовиться к Мессе: «Все что священник делал после того, как вставал утром, могло быть расценено, как превосходная подготовка к Мессе», – говорил его духовник. Перед Мессой молился: «стоя на коленях на каменных плитах, ладони его были соединены, глаза неотрывно смотрели на дарохранительницу, он не шевелился. Ничто не могло отвлечь его внимание в такие моменты».

8.17. Священник из Арса не делал ничего необычного во время Мессы. Длилась Месса обычные полчаса, но все в нем говорило, что он творит молитву. Было заметно, что за алтарем были Иисус Христос и Его священнослужитель. Его движения, поведение, взгляд – все выражало каждый конкретный момент Мессы: любовь, желание, раскаяние, поклонение, то, как он слушал, то есть, он словно растворялся, главным действующим лицом Мессы был Господь, а священник лишь служил Ему от имени всех людей.

8.18. «Все милосердные дела, собранные вместе, не стоят Святого Таинства, потому как они сотворены человеком, а Мессу творит Сам Господь. Мученичество ничто по сравнению с Мессой: это жизнь человеческая, которую тот приносит в жертву Господу, а Месса – это Жертва, Которую приносит Сам Господь, жертвуя человечеству Свое Тело и Свою Кровь».

8.19. «На зов священника Иисус снисходит с Небес и заключает Себя в маленькую гостию. Господь задерживает Свой взгляд на алтаре: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, – говорит Он, – в Котором Мое благоволение”. В ценности этого Жертвоприношения никто не может сомневаться.

Как это прекрасно! После молитвы освящения Добрый Бог находится в гостии, так же как на Небесах! Если бы человек смог познать это чудо, он бы умер от любви.

О, если бы у нас было достаточно веры, если бы мы понимали ценность Святого Жертвоприношения, мы бы с большим рвением присутствовали на Мессе».

8.20. Он советовал каждый день много раз совершать «духовное Причащение», то есть причащаться в мыслях наших, говоря Господу, что мы желаем принять Его: «Когда мы чувствуем в себе уменьшение любви Господней, нужно тут же причаститься в мыслях своих. Так же, когда мы физически не можем пойти в церковь, нужно вернуться мыслями своими к дарохранительнице. Для Доброго Бога нет стены, которая бы Ему воспрепятствовала. Наверное мы не можем принимать Евхаристию больше одного раза в день, но душа, полная любви, принимает Его в мыслях своих непрерывно».

8.21. «Когда мы находимся перед Святым Таинством, вместо того, чтобы смотреть по сторонам, лучше закрыть глаза и открыть свое сердце, и тогда Добрый Бог нам откроет Свое Сердце в ответ. Мы пойдем к Нему, а Он пойдет к нам, один начнет просить, а Другой начнет слушать: это будет похоже на дыхание жизни, которое будет переходить от одного к Другому».

8.22. «Все живое нуждается в пище, чтобы продолжать жить. Так Добрый Бог создал деревья и растения: вселенная похожа на прекрасно накрытый стол, где каждое растение и животное найдет пищу, которая ему подходит. Также и душа наша нуждается в пище. Когда Господь захотел дать пищу нашей душе, чтобы дать ей силы продолжать странствие на земле, то посмотрел на все, что создал и не нашел ничего, чтобы было достойно ее. Тогда Он взглянул на Себя и решил отдать Себя в качестве пищи. О, душа моя, как велика ты, что только Господь может удовлетворить тебя!»

8.23. «Что делает Господь наш в таинстве Любви Своей? Он любит нас всем Своим милосердным Сердцем, из которого течет река нежности и милосердия, в которой утопают все грехи мира.

Причащаясь, мы обязаны сказать как Святой Иоанн Богослов: “Это Господь!” Те, кто ничего не чувствуют во время Причащения, внушают жалость».

8.24. «Когда душа достойно причащалась, это сразу становится заметно, потому что Причастие наполняет ее любовью, Оно так меняет душу, что она ведет себя по-другому, и даже слова ее становятся другими.

Душа становится смиренной, доброй, укрощенной, милосердной и скромной, она хорошо относится ко всем в этом мире. Эта душа способна на любые жертвы.

Так же как золото и серебро сверкают ярче, чем медь и свинец, в Судный День ярко засверкают души тех, кто достойно причащался на земле.

Идите же на Причастие. Придите к Иисусу с любовью и доверием. Идите, чтобы таким образом научиться жить для Него!»

8.25. Каждый год во всех церквах в Страстной Четверг священники берут Святую Евхаристию из дарохранительницы и переносят в специально отведенное место для вознесения молитв и благодарений, которое называется Гроб Господень. Священник из Арса настаивал, чтобы Гроб Господень был великолепным, и ему доставляло удовольствие видеть, как красиво его украшали. Он использовал любую возможность, чтобы услужить Господу, превратившемуся в Хлеб.

8.26. Брат Афанасий рассказывал: «Я видел, как он смотрел на Гостию: когда со слезами на глазах, когда с улыбкой. Казалось, он говорил с Ней: то на глаза наворачивались слезы, то вдруг лицо озарялось улыбкой. В ризнице после Мессы я спросил его: “Святой Отец, что вы делали, когда держали в руках святую Гостию? Казалось, что вы были очень взволнованы”. “Так и есть. Мне пришла в голову странная идея. Я говорил нашему Господу: если было бы мне не видеть Тебя в вечности, пользуясь этой возможностью, то есть, что Ты сейчас у меня в руках, я бы ни за что не выпустил Тебя из своих рук!”»

8.27. Для него Господь всегда был близок, очень близок. Однажды после катехизиса, во время недолгого отдыха отец Вианней, думая, что был один (он не знал, что в смежной комнате находилась Иоанна Мария Чаней), сказал вздыхая: «По правде говоря, я не вижу Господа с воскресенья». Он подскочил, когда Иоанна Мария, которая находилась в соседней комнате и услышала, что он говорит, подошла и спросила: «А до этого воскресенья вы Его видели?» Святой Отец сконфузился и ничего не ответил ей.

Около 1850 года во время своей 11-часовой проповеди он сказал: «Мы земные существа, и наша вера представляет нам объекты, как будто они находятся в тысячах километрах от нас, как если бы Господь находился по ту сторону моря. Если бы в нас жила вера, мы бы видели Его в Святом Таинстве. Есть священнослужители, которые видят Его каждый день во время святой Мессы».



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД