Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Хосе Педро Манглано

СВЯТОЙ АРССКИЙ ПАСТЫРЬ


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



9. Сражаться без страха: борьба

Иисус Христос говорит в Евангелии: «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его». Тоже было и в случае священника Вианнея.

Он сражался с самим собой. С детских лет характер его был вспыльчивым, нервозным, нетерпеливым. Много усилий приложил, чтобы возобладать над самим собой, чтобы научиться быть мягким и умиротворенным. Часто уставал и поэтому боролся, чтобы превозмочь физическую усталость, когда уже ни на что не оставалось сил. Долгие часы, проведенные в исповедальне, давались ему с трудом, как, впрочем, и всем. Настолько это было тяжело, что трижды он «сбегал» из деревни, чтобы успокоиться – ему необходимо было время для молитвы, но каждое утро у исповедальни выстраивалась огромная очередь – и трижды он возвращался в исповедальню, так как прекрасно понимал, что именно здесь в нем нуждается Добрый Бог и все остальные.

Прихожане также давали поводы для борьбы с самим собой. Через несколько лет, после того как он прибыл в деревню, одна женщина каждый вечер в течение долгих месяцев распространяла слухи о священнике: якобы от него у девушки из соседней деревни родился сын. Некоторые жители Арса выступили против него, его хотели выгнать из деревни. В течение восьми лет у него был помощник – преподобный Раймонд, человек грубый и недалекий, который ужасно относился к пожилому уже священнику до тех пор, пока жители деревни не написали жалобы епископу, чтобы тот отозвал его. Но священник не позволил этого.

Он боролся за жизнь по христианским канонам в своем приходе. Когда священник прибыл в Арс, то посвятил себя борьбе против того, что мешало праведной жизни прихожан. С одной стороны – пьяницы: многие мужчины часами пропадали в тавернах и пили чрезмерно: «В вине тонет душа наша, оно душит ее», – говорил он. С другой стороны – боролся против фривольных танцев, которые тогда входили в моду. Через несколько месяцев после прибытия в Арс отец Вианней обвенчал молодую пару: ей было 14, ему – 18, через три месяца у них родился сын. Священника очень беспокоили такие происшествия, он знал, что некоторые танцы провоцировали подобные случаи. Другой привычкой, против которой он боролся, была привычка работать по воскресеньям: по прошествии многих лет разговоров и объяснений, те, кто работал в воскресенье, делали это тайком, потому что им было стыдно.

Также он должен был бороться и против «ястреба-перепелятника», так он называл сатану: ястреб-перепелятник – это хищная птица, похожая на грифа. Господь позволил не раз столкнуться с ним. Жизнь священника из Арса была похожа на военную службу, на борьбу во славу Доброго Бога, чтобы Он царствовал в душе его, в деревне, в душах вверенных ему прихожан.

Что он сказал и что сделал

9.1. Когда он учился в семинарии, то был призван в армию. В те годы Франция вела войну сразу с несколькими странами и нуждалась во всех молодых мужчинах. Иоанн Мария был завербован в войска, которые уходили воевать в Испанию. Он опоздал на выход войск и хотя последовал за ними, догнать их уже не смог, так как он был маленького роста и слаб физически, дистанция, разделявшая их, с каждым днем все увеличивалась. Настал момент, когда продолжать путешествие стало опасным – его могли бы счесть за дезертира. Он решил попросить убежища в одной из маленьких деревень, став якобы двоюродным братом детей в одной из семей.

Однажды военные в поисках дезертиров пришли с проверкой в деревню. Иоанн Мария спрятался на сеновале. Военные начали тыкать штыками в сено, выясняя, не прячется ли там кто-нибудь. Он лежал, задыхаясь от запаха гниющего сена. Один из военных, исследуя стог сена, в котором спрятался Иоанн Мария, вонзил в него штык. Так как военный разговаривал в это время с одним из солдат, его сабля продолжала находиться в теле Иоанна Марии достаточно долго. Он не сделал ни одного движения, несмотря на удушающий запах и невероятную боль от нанесенной раны.

Спустя годы, он рассказывал, что в жизни не испытывал таких физических страданий, как в те минуты, и что тогда он пообещал Господу больше никогда ни на что не жаловаться. Будучи уже очень пожилым человеком, он говорил: «И до сих пор я не нарушил своего слова».

Если из-за любви к жизни и ради ее спасения он был способен перенести такое, то во имя любви к Господу он был готов принять любое другое страдание.

9.2. «Как солдат, у которого нет страха перед битвой, так и добрый христианин не должен бояться искушений. Все солдаты хороши в мирный час. Когда приходит время битвы, становится ясно, кто из них трус, а кто храбрец. Можно сказать, что это счастье – когда в жизни появляются искушения, потому что это моменты, когда мы накапливаем свои духовные богатства. Это как в эпоху урожая: нужно вставать рано, много работать, но никто не жалуется, потому что это время накопления богатства.

Дьявол искушает только души тех, кто хочет выйти из греха и тех, кто находится в благодати. Души всех остальных и так принадлежат ему, их нет нужды искушать».

9.3. Святой Арсский пастырь не родился человеком с большим терпением, но приобрел его посредством больших и малых побед над собой. Если бы не превозмогал себя, то был бы человеком грубым и раздражительным. Преподобный Раймонд спросил его однажды: «Святой Отец, как вы при таком вспыльчивом характере можете оставаться настолько спокойным?» На что священник ему ответил: «Ах, друг мой, добродетель требует усилий, но, более того – помощи сверху».

9.4. В некоторых случаях, когда кто-нибудь из жителей его раздражал, возможно, намеренно, он мял платок, который был в его кармане, и тогда становились заметны невероятные усилия, которых стоило ему терпение. «Однажды, – рассказывает учитель Иоанн Пертинан, – мы все, кроме отца Вианнея, увидели одного из приходских детей, забирающего пожертвования после Мессы. Мэр пошел со мной рассказать об этом его родителям. Мать ребенка, думая, что это отец Вианней заявил о случившемся властям, пошла на следующий день в ризницу и грубо обругала его. Я находился у входа в церковь в тот момент и слышал этот поток оскорблений. “Вы правы, – смирился священник, – молитесь, чтобы я обратился”».

9.5. Рассказывает Каталина Ласанье, что после недолгого пребывания в приходе, в его дом пришел мужчина и начал угрожать ему. Священник выслушал его, не сказав ни слова, затем он проводил его до двери и обнял его на прощание. Эта жертва так повлияла на него, что он с трудом поднялся по ступенькам в свою комнату, и ему пришлось лечь в постель.

9.6. Когда случалось, что кто-нибудь с ним грубо разговаривал, Каталина видела, что душу он сохранял чистой, но тело его из-за предпринимаемых усилий и напряжения тут же охватывала дрожь. Если Каталина спрашивала его, почему он дрожал, священник со всей открытостью отвечал: «Когда одержишь победу над страстью, тело может охватить дрожь». Это было ничто другое, как нервная разрядка.

9.7. Однажды, когда в детском приюте «Провидение», который он основал, произошло что-то, что ему очень сильно не понравилось, он сказал: «Если бы я не хотел обратиться, я бы не на шутку рассердился».

Он сказал это очень откровенно, рассказывала Иоанна Мария Чаней.

9.8. Иногда приходило до пятидесяти человек на исповедь, а священника звали в ризницу из-за каждого пустяка, и ни разу он не высказал своего раздражения. Однажды, например, его вызвали трижды, чтобы причастились три человека, хотя они могли бы и подождать друг друга, чтобы причаститься всем вместе. Священник не сказал ни слова, с улыбкой на лице он причастил их всех. Один из прихожан, который оказался свидетелем всего происходящего, вышел из церкви и закричал: «Из-за священника я в ярости, потому что он никогда не раздражается!»

9.9. Это были маленькие победы, но одерживаемые ежедневно, день за днем они делали его благодетельным. Одна девочка, которая приехала в Арс погостить на три дня, просила у него медальки, и священник всегда отвечал ей с нежностью. На третий день, когда он в очередной раз давал ей медальку, то посмотрел на нее с любовью и сказал: «Малышка, если посчитать эту, то всего их будет семнадцать».

9.10. «Если мы чувствуем присутствие Бога, то противостоять врагу нам будет очень просто. Если мы будем думать: “Господь видит меня”, то мы никогда не совершим греха! Была одна Святая, которая жаловалась нашему Господу после искушения и говорила Ему: “Где же Ты был тогда, мой Иисус, где Ты был во время того ужасного приступа отчаяния?” И Господь ответил ей: “Я был в сердце твоем, доволен тобою, видя что ты борешься”.

Христианин всегда должен быть готов к борьбе. Как во время войны всегда стоят часовые, расставленные там и тут, чтобы наблюдать, не приближается ли враг, так и мы должны быть всегда начеку, наблюдая, не расставляет ли нам враг ловушки, не хочет ли застать нас врасплох?»

9.11. Сравнивал слабых христиан с бумагой, которая позволяет нести себя куда угодно и не сопротивляется ни одному из ветров, что подхватывают ее.

«Есть некоторые христиане настолько слабые, что при малейшем искушении они дают нести себя словно клочок бумаги».

9.12. Его борьба в основном состояла в том, чтобы делать свое дело. «Он так хорошо умел следовать воле Бога, что в этой трудоемкой и разноплановой работе был всегда сосредоточен, как если бы молился. Хотя его ждали разные дела, порой в большом количестве, он совершал их так спокойно, как будто каждое из них было его единственным делом. Он мог сказать, что никогда не делал больше одного дела: служить».

9.13. «Никогда не надо бояться совершать добрые деяния, хотя это немного сложно».

9.14. Из всех писем, которые он написал, сохранились два, адресованные его двоюродному брату, который был монахом при одной лионской больнице и переживал кризис искушений. Он убеждал его оставаться верным Господу:

«Добрый друг мой, пишу тебе эти строки, чтобы убедить тебя не уходить, несмотря на искушения, которые переживаешь. Не унывай! Небеса бесконечно богаты и они будут твоей наградой.

Имей в виду, что все плохое в этом мире становится наследством для хороших христиан. Ты страдаешь словно мученик. Но какое счастье страдать из-за любви! Не потеряй этот прекрасный венец.

“Блаженны плачущие, ибо они утешатся”, – наставляет нас Иисус. Прощай, мой сердечный друг. Не сходи с пути, по которому так прекрасно начал ходить, и мы увидимся на Небесах...» (Письмо от 25 июля)

«Не падай духом, мой дорогой брат! Скоро мы увидим прекрасные Небеса, и не будет больше бед для нас. Какая божественная благодать! Увидеть Доброго Иисуса, Который нас так любил и Который нас сделает счастливыми!» (17 мая)

9.15. Он никогда не давал унынию овладеть собой. В течение восьми лет он боролся без устали, внушая важность воскресной Мессы. Когда он впервые заговорил об этом, на его глазах были слезы, потому что в церкви почти не было прихожан. В те времена люди предпочитали проводить воскресные дни в поле за работой. Но он с такой силой убеждал их, что по прошествии пятидесяти лет старики все еще помнили его слова. Однажды в воскресенье он встретил одного из жителей деревни, перевозившего урожай. Пристыженный, он попытался спрятаться за повозкой. «Ах, друг мой, – сказал священник с печалью в голосе, – тебе неловко оттого, что ты встретил меня? Господь видит тебя каждую минуту и это Его тебе нужно бояться».

Спустя годы, он одержал победу над Арсом. А сражался Святой Арсский пастырь потому, что был убежден, что «посещение Мессы – это самое большее, что мы можем сделать».

9.16. Святостью отец Вианней обратил жителей своей деревни к Богу. Один священник пришел в Арс пожаловаться отцу Вианнею на равнодушие жителей его деревни, которые, несмотря на все его усилия, не приближались к Богу. Священник из Арса ему ответил: «Вы читали проповеди? Вы умоляли? Вы постились? Вы прибегали к розгам? Вы спали на камнях? Пока вы не решитесь на такие меры, у вас нет права жаловаться».



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД