Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Поучения Арсского пастыря


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Святой Иоанн Мария Вианней

Поучение о зависти

Для чего вы мыслите
худое в сердцах ваших?

(Мф 9. 4)

Злые люди во всем отыщут грязь и пятно; никто не избежит их обвинений, даже человек самой праведной жизни. Завистники повсюду разливают яд своим языком; даже самые совершенные поступки и добродетели ближних они подвергают критике и бесцеремонным оценкам. В этом они похожи на ядовитых змей, которые с самых прекрасных цветов собирают отраву, а целебные растения становятся в их теле ядом.

Они завидуют, по словам св. Григория Великого, самым благородным достоинствам своих братьев. Словно Самому Богу они предъявляют претензии за то, что Он не поскупился перед кем-то иным в Своих щедротах. Почему иудеи так ожесточенно протестовали против Христа – своего величайшего благодетеля? Почему хотели они его сбросить со скалы или до смерти закидать камнями? (См. Лк 4. 29; Ин 8. 59; 10. 31; 7. 1; 11. 53.) Не потому ли, что Его святая жизнь стала тяжким упреком для этих спесивых гордецов и преступников? Чудеса Спасителя восхищали бесчисленные толпища, а иудейская верхушка чувствовала себя при этом изолированной и презираемой. Отсюда – та ярость врагов Христа, ярость, которая была для них внутренним, неустанно убивающим их палачом. Почему, как безумные, кричали они: «Сколько еще ждать? Нужно как можно скорее от Него избавиться, потому что за Ним пойдет весь мир, ослепленный его чудесами. Пусть умрет, нет иного выхода, по-другому нельзя» (См. Ин 11. 47-48). Какая это страшная, дорогие братья, страсть – зависть!

Доброта Иисуса Христа, блеск Его добродетелей должны были бы наполнить сердца иудеев счастьем и радостью. Однако, к сожалению, их снедала зависть – поэтому они были огорчены и преследовали прекраснейшего Спасителя. Какие-то милосердные люди принесли к Христу на носилках несчастного паралитика (См. Мф 9. 2). Спаситель мира исцелил его, говоря: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9. 2), «Встань, возьми постель твою и иди!» (Мк 2.9; Лк 5. 24.) Фарисеи, вместо того, чтобы с благодарностью принять это чудо, вместо того, чтобы восславить доброту и могущество Иисуса, заходятся от злобы и называют Спасителя богохульником.

Так зависть оплевывает своим ядом даже самые лучшие поступки. Если бы этот грех, по крайней мере, вымер вместе с фарисеями! Увы – он пустил очень глубокие корни; корни, которые никто не сумеет вырвать из людских сердец! Сегодня я хотел бы вас убедить в том, до какой степени низменной является эта страсть, и как она широко при этом распространена на свете! Помимо этого, я хочу довести до вашего сознания, что зависть – очень опасный грех, освободиться от нее крайне тяжело!

Одержимость грехом

Прежде, чем я покажу вам, насколько зависть унижает и портит человека, я опишу вначале, в чем состоит это предрешение. Св. Фома Аквинский описывает его как печаль и тяжкую боль при виде благодати и милостей, которые Бог изливает на ближнего. Грех этот выражается в злой радости от того, что с ближним приключилась неудача или какое-нибудь несчастье. Существует ли худшее и более жалкое ослепление, чем то, которое зиждется на огорчении счастьем собратьев, на радости от их неудач?!

В этом грехе много подлости, много дикости и скрытого коварства или вероломства. Пусть завистливый человек скажет, почему он злится, когда у соседа все идет благополучно? Ведь чужое счастье ничем ему не вредит. Даже если бы такой завистник отнял у ближнего его таланты, славу, мудрость, имущество, почет – прибудет ли ему самому что-нибудь от этого? Чего он этим добьется? Какая ему в этом корысть? Кто ему мешает самому стать уважаемым, богатым, мудрым?

Любой другой грех приносит человеку, по крайней мере, минутную радость и удовлетворение. С завистью все обстоит совершенно иначе. Вор, к примеру, радуется, когда кого-нибудь ограбит; распутник тоже чувствует себя счастливым в момент удовлетворения своих мерзких желаний, хотя сразу же после этого в нем пробуждается голос совести. Пьяница за стаканом вина или водки, мститель, совершая акт мести, тоже чувствуют некое удовлетворение. А у завистника нет никакого удовольствия. Его грех подобен гадюке, которая носит в своем чреве убийственный плод – появляясь на свет, он лишает ее жизни. Проклятая зависть ведет заядлую внутреннюю войну против человека, в душе которого она вызревает!

Где берет свое начало этот омерзительный грех? В небе, среди прекрасных ангелов, которые позавидовали славе Своего Творца. Для этих взбунтовавшихся духов, или дьяволов, Бог в наказание создал преисподнюю. От падших ангелов зависть перешла на землю, проникнув в рай.

Именно там дьявол давал женщине большие обещания, сулил ей Божественное познание и искушал ее, а она искусила мужа съесть запретный плод. Заговор удался полностью – злой дух, который завидовал счастью людей в раю, лишил человека дружбы Бога и накликал на него всевозможные тяготы, болезни и смерть.

С того времени зависть начала производить страшные опустошения повсюду. Это она была причиной первого убийства. Почему, – спрашивает св. апостол Иоанн (См. 1Ин 3. 12), – Каин убил своего родного брата, Авеля? Потому что злыми были его поступки и не нравились они ни Богу, ни людям. Авель же, напротив, был невинен и угоден Богу. Его поступки были постоянным укором нечестивому Каину, возбуждали в нем страшное беспокойство. Поэтому в душе Каина зародились зависть и тоска, которые он был не в состоянии скрыть; на лице его видны были следы этих внутренних терзаний. И первый в мире преступник, не находя себе покоя, выводит брата своего в поле и убивает его, потому что думает, что таким образом утихомирит своего внутреннего червя, который непрестанно снедает его. Однако покоя он не обрел, а совесть стала его палачом, так же, как он стал палачом собственного брата.

Так и Исава жгла зависть, что отцовское благословение получил его брат, Иаков. Он тоже решает сжить со света брата: «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» (Быт 27. 41). Бедный Иаков вынужден был бежать от разгневанного и завистливого брата к своему дяде Лавану. По той же самой причине ненавидели Иосифа его братья – они завидовали ему, потому что Иосиф был добр, а вдобавок ко всему еще видел сон, который предсказывал его будущее возвышение (См. Быт 37. 8). Так же и Саул с неумолимой яростью до конца жизни преследует Давида, и лишь потому, что тот был более славен, чем он сам (См. 1 Цар 8. 8).

Ах, дорогие братия, с каким тщанием следует остерегаться, чтобы слепая страсть не угнездилась в нашем сердце! Потому что стоит ей только раз охватить душу, и как непросто будет ее оттуда изгнать!

В житии св. Пафнутия можно прочесть, как один монах, проживавший в том же монастыре, что и святой, позавидовал его добродетелям и всеобщему почитанию, и поэтому решил очернить его перед братией. Когда в воскресенье св. Пафнутий был на мессе, тот прокрался в его келью и там, в поленнице, спрятал свою книгу. Потом он пошел с другими братьями в церковь, а вернувшись со службы, пожаловался начальству, что у него украли книгу. Начальник не разрешил ни одному из братьев покидать церковь и послал троих старцев, чтобы они обыскали все кельи. В келье Пафнутия книга и в самом деле была найдена в поленнице дров. Святой не оправдывался, потому что это нисколько бы не помогло; его обвинили бы еще и во лжи. Поэтому он страдал, плакал и каялся на протяжении двух недель. Наконец, Господь Бог, желая показать невинность святого, который спокойно сносил это ужасное обвинение и бесчестье, ниспослал на завистливого виновника страшную кару. Его обуял злой дух и мучил столь ужасно, что тот, наконец, признался: кара Божия постигла его за то, что он хотел выставить Пафнутия святошей-притворщиком. Пафнутий спокойно и без злости подошел тогда к одержимому и приказал злому духу выйти вон. Это произошло в присутствии всей монашеской братии, которая слышала, как завистливый монах признал свою вину, и стала свидетельницей нового триумфа Божиего слуги Пафнутия.

Св. Амвросий говорит, что в мире есть очень много завистливых людей, кому успех и благодать, которыми Бог наделяет других, режут глаз. Правду говорит Иов: глупца убивает гневливость, а несмысленного губит зависть (Иов 5. 2. В синодальном переводе Библии вместо слова зависть (invidia) стоит раздражительность – прим. ред.). И в самом деле, разве когда кто-то огорчается и злится, потому что соседу, брату или сестре больше везет, что они любимы, что их благословляет Бог, не свидетельствует о его умственной ограниченности? Да, дети мои, – говорит св. Григорий Великий, – нужно быть ограниченным человеком, чтобы позволить тиранить себя этой подлой и нечестивой страсти. Разве не должен христианин радоваться счастью ближнего? Подлой окажется та душа, которая завидует другому человеку и стонет в плену страсти, пытаясь скрыть ее перед людьми и замаскировать различными предлогами. Разве не подло так поступать – огорчаться и терзаться потому, что Бог одаривает благодатью кого-то другого?

Человек завистливый не знает ни минуты покоя. Против кого он пышет этой ядовитой пеной? Или против врага, или против друга, или, наконец, против человека, который ему совершенно безразличен. А тем временем даже врага нельзя ненавидеть, ибо Господь Иисус словом и примером учит нас любви к неприятелю (См. Мф. 5. 44). И не важно, что кто-то отозвался о вас плохо или вас обидел. Ведь совершенно необходимо, по примеру святых, овладеть собою и выказать некоторое великодушие. Напротив, если вы желаете друзьям в глаза добра, а в глубине души жаждете, чтобы Бог их оставил, чтобы на них свалились несчастья, чтобы они утратили славу и доброе имя среди людей – то не вы ли будете тогда подлыми обманщиками, вероломными и лишенными сердца? Друг открывает вам сердце, а вы пышете в него ядом зависти! Если бы кто-то подобным образом вел себя с вами, не вы ли первыми воскликнули бы с возмущением: «Так это подлец и обманщик!»? – А если, наконец, кто-нибудь вам абсолютно безразличен, то чем же он заслужил вашу ненависть, что вы так желаете ему зла, радуясь его несчастью и расстраиваясь его успехами?

Ведь все мы – ученики Христа и должны руководствоваться человеческими чувствами. Так пусть же образцом послужат нам святые, которые для своих собратьев, из любви к ближнему, отреклись от всего. Моисей хотел быть вычеркнутым из книги жизни только ради того, чтобы Бог простил его народ (См. Исх 32. 31-32). Св. апостол Павел торжественно заявляет, что охотно тысячу раз отдал бы свою жизнь, чтобы спасти братьев (См. Деян 20. 24). Завистливому человеку ничего подобного и в голову бы не пришло, так как эти добродетели родятся только из любви и являются прекраснейшим украшением и гордостью христианина. Завистник же непременно желал бы довести своего брата до разорения. Каждый знак Божией милости в отношении ближнего пронзает его сердце тоской и, как тонкое острие, внутренне его убивает. Мы – члены Иисуса Христа, поэтому между нами должны царить единство и святое единение; наши сердца – как учит св. Павел (См. Рим 12. 15) – должны быть полны радости при виде счастья ближнего и печали – по случаю его неудач. К сожалению, завистник проклинает и злится, когда ближнему сопутствует удача – так, словно это могло бы принести ему какое-то облегчение в его тоске, зарождающейся в преисподней.

Порок, о котором мы говорим, мог кинжалом, ядом или подобными методами убирать с трона императоров и королей. Заговорщикам хватало хлеба и питья, у них было, где жить; на преступление их толкала только зависть и желание возвыситься. Или же вот поглядите на завистливого продавца, который хотел бы привлечь к себе всех покупателей! Если кто-то пойдет в другой магазин, это уже злит его и причиняет боль. Поэтому он принимается критиковать своего конкурента; говорит, что у того – дрянной товар и что он обвешивает. Он рассказывает это людям якобы из доверия, просит, чтобы его не выдавали, и таким образом хочет еще вернее подорвать авторитет своего соперника. Работник также недовольно глядит на то, что, кроме него, на работу принимают кого-то еще. Хозяин завидует другому хозяину, своему соседу, что у того лучший урожай. Когда мать слышит, что при ней хвалят чьих-то детей, то немедленно со злостью отвечает: «Неправда, не такие уж они хорошие и безупречные, как вам кажется». Ах, неразумная женщина, ведь похвала в адрес чьих-то детей не умаляет достоинства твоих! Зависть разделяет также и супругов. Когда один из них выйдет на минуту из дому, с кем-то заговорит, сейчас же подозрения и громы летят на голову невиннейших людей, которых подозревают в неверности. Этот проклятый грех может также поссорить между собой братьев и сестер. Когда отец или мать одному из детей даст чего-нибудь больше, чем другому, из-за этого сейчас же возникает недовольство и жалобы, что родители избрали в любимчики одного из малышей. Бывают случаи, когда эта проклятая страсть на всю жизнь разделяет братьев и сестер и превращает семейную жизнь в ад.

Грех этот проявляется уже у детей, которые нередко злятся, если родители одному из ребят выказывают большую любезность. Молодые люди, опять-таки, огорчаются, когда видят, что другие одерживают большие успехи и добиваются большего признания; они хотели бы, чтобы во всем мире лишь они одни блистали мудростью и быстротой мысли. Немало девушек хотело бы прослыть единственным божеством на земле и поэтому плачет и огорчается, если другие оказываются богаче, обладают более красивыми нарядами и лучше умеют обратить на себя внимание. Как слепа эта страсть, и как непрестанно терзает она человека!

Увы! Она встречается и среди людей, которые хотели бы прослыть набожными. Женщины обращают много внимание на то, как та или иная из них исповедуется, как молится, а затем критикуют, оговаривают и осуждают за неискренность. Нищие тоже часто злятся и поносят один другого, если кому-то из них досталось большее подаяние. Отвратительная зависть не может снести ни духовного, ни материального богатства ближнего.

Мы сказали, что эта страсть является чертой ограниченных умов. Не удивительно, что каждый ее утаивает и свою неприязнь к ближнему маскирует различными предлогами. Если кто-то хорошо высказывается при нас о ближнем – мы молчим, потому что нас это огорчает. Если нам следует что-то об этом хваленом человеке сказать, мы делаем это холодно и равнодушно. У завистливого человека, братия мои, нет любви. Св. Павел говорит: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12. 15). Завистник питает прямо противоположные чувства. При этом грех сей очень опасен, ибо часто кроется под крылышком добродетели и дружбы. Он подобен таящемуся среди листвы льву или змию, который неожиданно набрасывается на нас и кусает. Это страшное бедствие, которое не щадит никого. Даже в семьях вызывает он разногласия и ссоры.

Сколько зла несет в себе этот грех, более ярко я покажу вам на примере. Св. Викентий Феррер рассказывает, как один князь узнал, что в его городе жили двое чудаковатых людей – один из них был скупцом, а другой – завистником. Князь приказал вызвать их к себе и сказал, что сделает для них все, о чем бы они его ни попросили, однако при одном условии: тот, кто первым выскажет просьбу, получит лишь половину того, о чем попросит второй.

Условие это весьма встревожило обоих господ. Скупец очень хотел получить денег, но говорил себе: «Если я первым представлю свою просьбу, то получу лишь половину того, что достанется тому». Завистник хотел попросить того же, но опасался, что второму достанется наполовину больше, чем ему. Время бежало, а ни один из них так и не представил ни одной просьбы, потому что первого сдерживала жадность, а второго – зависть. Князь не хотел далее ждать, он приказал, чтобы свою просьбу первым высказал завистник. И знаете, что он воскликнул, впав в безграничное отчаяние? – «Если уж Ваша светлость прикажет сделать все, о чем мы попросим, я хочу, чтобы мне выкололи один глаз». Потому что подумал про себя, что хотя бы одним глазом увидит, как другому выколют оба. И св. Викентий добавляет, что никогда не видал более злой страсти, чем зависть. Не она ли бросила в ров со львами бедного Даниила (См. Дан 6. 4)?

Но как же широко этот грех распространился по свету! Он охватывает всех и вся. А ведь люди не желают его в себе замечать, и тем более не хотят от него избавляться.

Чтобы покаяться, исповедаться и исправиться, совершенно необходимо вначале этот грех изучить. Зависть ослепляет; поэтому человек, подверженный этой страсти, очень редко обращается. Я признаю, что каждый грех ослепляет человека, но редко какой-либо из них затмевает таким густым туманом и пропускает в душу так мало света, как это делает зависть. Правильно советует Мудрец Господень (Соломон. – Прим. ред.): не надо спорить с завистливыми людьми, ведь они лишены рассудительности. «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его, ибо подобно гадалке и ворожее, он оценивает то, чего не знает» (Притч 23. 6-7. Текст дается по Вульгате, отличающийся в этом отрывке от того, что предлагается в синодальном переводе Библии. – Прим. ред.).

Бедный завистник! Он внушает себе, что его грех – пустяк, что он не презрен в глазах света, как презренны другие за воровство, богохульство или прелюбодеяние, он не думает о том, что этот порок иссушает самую благородную часть человека и проливает в душу убийственный яд, который погубил Каина. Хотя этот братоубийца и ощущал страшные укоры совести, хотя кровь Авеля взывала к небесам об отмщении, однако зависть ослепила его до такой степени, что, несмотря ни на что, он не обратился и жалким образом погиб. А поглядите на фарисеев, добивавшихся смерти Иисуса Христа! Обратились ли они, несмотря на то, что видели чудеса Спасителя? Нет! Они умерли в своих грехах! Св. Василий говорит, что завистливый человек – это ужасное чудовище, которое за добро платит злом. Этот грех затягивает во все более глубокую пропасть, отдаляет от Бога, ослепляет и повергает во все большее окостенение – поэтому обращение завистника делается с каждым днем все труднее.

Когда сестра Моисея возроптала против своего брата, избранного слуги Божиего и вождя народа израильского, Бог в наказание наслал на нее проказу (см. Чис 12). Почему Бог покарал завистливую сестру Моисея именно этой болезнью? Потому что между завистью и проказой существует большое сходство. Как проказа разъедает тело человека, так зависть портит все силы души. Проказа основывается на порче крови и часто приводит к смерти. Подобно этому зависть – это духовная язва, которая проникает в человека до мозга костей. Человека так же трудно вылечить, как и от этой болезни. Корей, Дафан и Авирон завидовали чести, оказанной Моисею, и говорили: «Разве мы не ровня ему? Почему же мы не можем пожертвовать Богу кадила так, как он?» Не помогли никакие убеждения. Эти бунтовщики хотели быть равными Моисею и Аарону. Бог тяжело их за это покарал, потому что в ту минуту, когда они хотели удовлетворить свое разыгравшееся самолюбие, земля разверзлась у них под ногами и поглотила их живьем.

Как трудно отряхнуться от этого греха, когда он въелся в душу! Мы видим, что гнев и зависть длятся месяцами, иногда – целую жизнь. Порой такие люди выказывают притворную дружбу – но на самом деле они предпочли бы никогда в глаза не видеть своего соперника. Они избегают его, держатся от него подальше, охотно слушают, как судачат на его счет. Но когда наткнутся на него, говорят: «Лучше бы мне никогда его не видеть, встреча с этим человеком меня изводит, мне не нравится его образ жизни».

Ошибаешься, приятель! Это зависть тебя ослепила, изгони ее из своего сердца, и тогда ты полюбишь противника и будешь жить с ним так же, как и с другими людьми. Примером ненависти и зависти может служить фараон. Ему не нравилось, что Господь Бог благословил народ израильский, поэтому он обременил евреев работами. Господь Бог чрезвычайными знамениями и чудесами хотел сокрушить ослепленного и закостенелого фараона. Когда, наконец, все первородные в Египте умерли, он согласился выпустить народ из рабства. Но тотчас же пожалел об этом и со всем своим войском ринулся в погоню за Моисеем и его народом, обрекая себя тем самым на смерть в морских волнах. Также и гордый Саул (см. 1 Цар 18. 7-8) из одной лишь зависти преследовал Давида. (Ибо следует знать, что гордыня и зависть всегда следуют друг за другом в паре). В наказание он утратил жизнь – терзаемый злым духом, он покусился на самого себя.

Видите, братия, как сильно следует опасаться этого греха, из которого так трудно подняться. К каким же средствам следует прибегнуть? Прежде всего, следует признать свою вину. Но, к сожалению, люди очень часто не знают собственной души, не видят даже четвертой части своих грехов. Тем более не замечают они в себе зависти, которую считают, самое большее, легким прегрешением против любви. Так попросим Святого Духа, чтобы Он уделил нам света для познания самих себя. Пребывайте в кротости сердца – это очень важное средство для самопознания. Как гордыня ослепляет, так кротость освещает тайники души. Св. Августин очень боялся грешного неведения и часто молился Богу: да познаю я себя, да возненавижу себя – noverim me, oderim me. Ах, сколько людей, даже набожных, подверглось этой страсти и не желает себе в этом признаться!

Если бы я спросил какого-нибудь ребенка, который уже изучает катехизис, какая добродетель противоположна зависти, он ответил бы мне: «Любовь к ближнему и сочувствие к убогим». Как счастливы были бы люди, если бы любили по-христиански! Они радовались бы счастью и успехам ближнего и переживали бы из-за бед и несчастий, которые с ним приключались; они благодарили бы Бога за то, что он благословил их соседа. Так поступали святые. Смотрите, как Иисус Христос сочувствовал человеческой нищете и как сильно желал сделать всех счастливыми! Покинув Своего Отца, Он пришел с неба на землю. Ради нашего счастья и спасения Он пожертвовал Своей честью и даже жизнью, добровольно умирая на кресте, как преступник. Посмотрите, какое сочувствие выказывал Он больным, с каким жаром их лечил и утешал. Он видит в пустыне толпы голодных людей – Ему делается жаль их, и Он чудесным образом умножает хлеб, чтобы накормить эту толпу (см. Мф 15. 32). Апостолы также отдали все, чтобы осчастливить своих братьев. А первые христиане, как сильно они любили друг друга! Святой Дух говорит, что у них было одно сердце и одна душа (Деян 4. 32). Им неведома была зависть. Господни святые охотно жертвовали ради спасения братьев своими жизнями. Ради этого они бросали имущество или делили его между нищими и страждущими. А когда у них уже не оставалось ничего, они самих себя продавали в неволю, чтобы из неволи выкупить пленников. Земля сделалась бы раем, если бы среди людей восторжествовала добродетель Божией любви. Люди радовались бы счастью своего соседа, его славе, сострадали бы его нищете, печали и тревогам.

Так не допустим же в свои сердца проклятый грех зависти, ибо, дав ему укорениться в нас, мы станем очень несчастны. Когда дух преисподней подсовывает нам завистливые мысли, станем бороться с ними и выказывать ближнему приязнь, а не вести себя с ним равнодушно и холодно. Как раз наоборот, охотно окажите ему какую-нибудь услугу. Если его поступки покажутся нам плохи, подумаем в душе, что, скорее всего, мы не правы. А кроме того, давайте помнить, что Бог не станет судить нас за чужие дела, а только за наши собственные поступки. Если кому-то больше везет, и в наше сердце из-за этого закрадывается зависть, немедленно напомним себе, что добрый христианин обязан благодарить Бога за благодеяния, которые Он изливает на нашего брата. Если бы нас обуяла зависть при виде человека, который более добродетелен, чем мы, и более набожен, подумаем в душе: «Спасибо, Господи, что есть на свете люди, которые вознаграждают Создателя за мои оскорбления».

Заканчиваю, братия, повторяя, что если мы хотим спастись, то должны желать добра ближнему, радоваться его счастью, печалиться его горю. Ибо, по св. апостолу Иоанну, кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4. 20). Посмотрим же на прекрасный пример, который подает нам Иисус Христос. Желая излечить нас от проклятого греха зависти, Он умер за Своих врагов – умер, чтобы нас, грешных, сделать счастливыми.

Аминь.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 10-13 (359-362), 2002 г.