Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Поучения Арсского пастыря


    К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Святой Иоанн Мария Вианней

Поучение о гордыне

Боже! Благодарю Тебя,
что я не таков, как прочие люди,
грабители, обидчики, прелюбодеи,
или как этот мытарь

(Лк 18. 11)

Так обычно высказываются люди, ложно понимающие набожность – гордые, самовлюбленные, вечно критикующие поведение других. Им подобны и богатые, которые с презрением глядят на бедных, словно бедняк вылеплен из другого теста. Можно даже сказать, что эти слова звучат повсеместно. Ибо и в самых высоких общественных сферах мы встречаемся с проклятым грехом гордыни и видим, как каждый желает вознестись над другими, как переоценивает себя и придерживается о самом себе самого лучшего мнения.

Гордыня – это источник всяческих проступков и причина разнообразных несчастий в этом мире. Часто доходит до того, что люди в ослеплении своем начинают гордится тем, что должно было бы их опозорить. Одни раздуваются от гордости, потому что им кажется, будто они обладают большими способностями, другие гордятся своим имуществом или деньгами и не желают помнить о том, что, чем больше они приобрели, тем больший счет будет им предъявлен Богом. И в самом деле, все мы должны повторять со святым Августином: «Боже мой, сделай так, чтобы я познал, каков я есть, и преисполнился смущением и устыдился себя самого». Сегодня я буду говорить вам о том: 1) как гордыня ослепляет человека и делает его отвратительным в глазах Бога и людей; 2) каким образом можно впасть в этот грех; 3) какими средствами следует воспользоваться, дабы его исправить.

Ослепление гордыней

Чтобы дать вам надлежащее понятие о гордыне, следовало бы, с разрешения Господа, извлечь из пропасти Люцифера и поставить его на моем месте, дабы он сам представил вам опасность этого греха и показал, каких небесных благ из-за этого он лишился и какие несчастья на себя навлек. Этот грех, бывает, длится минуту, а последовавшая за ним кара – целую вечность. Особенно характерно для гордыни то, что впавший в нее человек не замечает за собой никакой вины. Гордец не желает верить в то, что он горделив, не хочет признать, что не прав. Ему кажется, что все, сказанное им, правильно. Как можем мы определить глубину этого греха? По страданиям и унижению, которое принял на себя Господь Иисус ради его искоренения. Он был сыном бедных родителей и жил, никому не ведом.

Посмотрите, какие великие несчастья накликал на землю грех гордыни. Если бы не этот грех, не было бы преисподней. Если бы не этот грех, Адам до сих пор пребывал бы в земном раю, и все мы были бы счастливы: неподвластны болезням и всяческим горестям, не было бы ни смерти, ни страшного суда; мы не должны были бы бояться несчастливой вечности, небо было бы нам гарантировано. Нам было бы хорошо на этом, а еще лучше – на том свете; жизнь протекала бы в прославлении доброго Бога, и когда-нибудь душой и телом то же самое мы делали бы и в небе. Если бы не этот проклятый грех, Иисусу Христу не потребовалось бы умирать. Скольких страданий избежал бы Божественный Спаситель!

Спросите меня, почему этот грех вызвал столько несчастий? Да потому, что, если бы не обуяла гордыня Люцифера и ангелов его, некому было бы искушать первых родителей, и пребывали бы они во благе. Я хорошо знаю, что каждый тяжкий грех – скупость, пьянство, мстительность, нечистота – заслуживает вечной кары и что каждый из этих грехов глубоко огорчает Бога. Однако гордыня более всех ранит Сердце Иисуса. Ибо гордый человек подобен бунтовщику, который не только презирает права своего властителя, но еще и старается всадить ему нож в сердце, сбросить с трона, растоптать и занять его место. Можно ли себе вообразить большую ярость?

Святой Дух также с досадой высказывается об этом прегрешении. Он говорит, что гордый человек противен Богу и людям. А Иисус Христос благодарит своего Отца за то, что скрыл тайны сии перед зазнавшимися и объявил их малым. Если внимательно прочитать Священное Писание, мы убедимся, что Бог сурово карает и унижает зазнавшихся.

Примером того явился царь Навуходоносор, который в своей гордыне считал себя Богом. Когда он начал задаваться, хвалясь своим могуществом, он познал, что существует Бог в небесах, управляющий царствами. Ибо Бог напустил на этого гордеца такое затмение разума, что ему начало казаться, будто он стал зверем, а посему бежал в леса и там, словно животное, питался травой. И длилось это состояние до тех пор, покуда Навуходоносор не пришел в себя и не познал, что он – жалкое и ничтожное создание. Посмотрите, что приключилось с гордым Датаном и Абироном, а также двадцатью наизнатнейшими евреями, которые без призвания хотели, как жрецы, воскурить Богу жертву из кадила и бунтовали против Моисея и Аарона. Бог приказал отлучить их от сынов Израиля. А когда это свершилось, в ту же минуту разверзлась под их ногами земля и поглотила заживо. Посмотрите на Ирода, который приговорил к смерти св. Апостола Иакова и заточил в темницу св. Петра. Не было предела его гордыне. Как-то раз уселся он на троне в царском облачении и начал хвалиться перед народом красноречием, а тот говорил в ослеплении: «Это не человеческий голос, это – глас Божий». В ту же минуту Ангел поразил Ирода страшной болезнью – черви живьем начали пожирать его тело. И так гордый и жестокий Ирод умер позорной смертью. Гордый Аман хотел, чтобы все падали перед ним на колени. Он разгневался на Мардохея за то, что тот не выказал ему почтения, и приказал приготовить для него виселицу. Но так как Бог противится гордецам, он допустил, чтобы на этой виселице повесили самого Амана.

Один отшельник гордился своей верой и в присутствии св. Палемона бросился в огонь, будучи убежден, что с ним ничего не случится. С помощью злого духа он и в самом деле вышел невредим из пламени, но тотчас же совершил позорный грех против добродетели чистоты, а злой дух на глазах Палемона бросил зазнайку в раскаленную печь, где тот и погиб.

Так уж повелось – всюду и всегда гордецов ждет унижение, ибо этот проступок мерзок Богу и противен людям. Потому что гордец не уступит никому, он возносится среди равных, он хочет сравняться с теми, кто стоит выше него – часто он ссорится, поэтому люди держатся от него подальше и ненавидят его. Гордыня странным образом изменяет человека – так, как она изменила ангела, одно из прекраснейших творений, превратив его в отвратительного черта. Так же и человека – Божие дитя – она предает в плен сатане.

Как распознать грех

Согласитесь, гордыня – отвратительный грех, и она глубоко оскорбляет Бога и накликает страшные несчастья на людей. Но как же ее можно распознать? Она сопровождает человека всюду, вмешивается в его поступки и слова, будто некая приправа, без которой не обходится ни одно блюдо. Сам Иисус описывает в Евангелии гордеца в лице фарисея, который пришел в святыню и в присутствии людей так начал молиться: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину из всего, что приобретаю. Так гордый человек все приписывает самому себе, а не Богу. Несчастная гордыня охватывает старых и молодых, богатых и бедных. Каждый хвалится тем, кем стал, что содеял, ищет аплодисментов, выпрашивает у людей бренной славы.

Чаще всего гордыня проникает за порог богачей. Сумел кто-нибудь сколотить состояние – тут же изменяет образ жизни и, как те фарисеи, желает, чтобы люди называли его господином, чтобы уступали ему первые места. Он начинает роскошно одеваться. На приветствие едва удостаивает кивком головы, не сняв при этом шляпы; в разговоре пользуется изысканными выражениями, похваляясь ими, хоть зачастую не понимает их смысла. Он будет вам рассказывать, какое большое наследство ему выпало, потом что хочет показать, что еще больше разбогател. Когда ему удаются какие-нибудь дела, он так повсюду разглагольствует об этом, что уши вянут. Он рассказывает о своих путешествиях, и тут тоже преувеличивает. Ему кажется, что все глядят на него с восхищением, тогда как в душе они с жалостью посмеиваются над его глупостью.

Гордец не хочет признавать никаких заслуг за другими, он остро критикует, унижает ближних, чтобы возвыситься самому. Он рассказывает о своих делах, хвалится для того, чтобы другие высказывались о них с почтением. Стоит ему увидеть несколько человек в одном месте, ему тотчас же кажется, что речь идет о нем, что его хвалят или обсуждают. Глупой девице кажется, что у нее красивая фигура, и поэтому она вышагивает деланной походкой, с какой-то напыщенностью и заносчивостью, которая, кажется, разрослась до небес. Если у нее много нарядов и платьев, она специально не станет закрывать шкаф или сундук, чтобы люди это видели.

Люди начинают задаваться, гордясь своими достижениями, тем, что умеют хорошо исповедоваться, хорошо молиться, они гордятся своим скромным поведением в церкви. Мать гордится детьми, крестьянин – урожайными, более умело обработанными полями, молодой человек – цепочкой или часами, потому-то он так часто проверяет время. Иногда в игре кто-нибудь из игроков вынимает из кармана все деньги, чтобы его считали богатым и восхищались, хотя нередко оказывается, что эти деньги он одолжил.

Когда гордец оказывается в каком-нибудь незнакомом обществе, он принимается рассказывать о своей семье, богатстве, талантах – все ради того, чтобы поднять свой образ в глазах окружающих. Если у какого-нибудь отца есть взрослые сыновья или дочери на выданье, вы немедленно услышите, как он начнет рассказывать, сколько тысяч он поместил в облигациях. А попросите его в эту минуту подать пять грошей нищему, как эти богатства неизвестно куда улетучатся. Портной или другой ремесленник выхваляется своим талантом и даже на улице иногда готов показать, что это он сделал такое красивое платье или другую вещь.

Проклятый грех гордыни проникает повсюду, даже к пастухам и бедным горцам. Когда дровосек корчует лесные деревья при дороге, он тоже старается делать это так ловко, чтобы те, кто проходит мимо, им восхищались. Хуже того, даже злодеи гордятся своими преступлениями. Пьяницы рассказывают, как много они могут выпить, да так, что даже в голове не зашумит, а другие, когда выпьют столько же рюмок, уж совсем пьяны. Заметьте, как иногда кто-нибудь говорит о себе со смирением и даже голову опускает. Но стоит ему услышать какую-нибудь колкость в свой адрес, он тотчас же сожмется и разозлится, а это явный признак гордыни.

Даже в хороших поступках таится этот грех. Посмотрите на людей, которые лишь для того творят добрые дела, чтобы их считали благодетелями. Когда они помогают нищему в присутствии других, они умышленно дают большую милостыню, чем дали бы тогда, когда совершают подаяние в одиночку. Гордый человек не выносит осуждения: чтобы он ни сказал, как бы ни поступил – все должно быть хорошо.

У других людей он видит одни недостатки и зачастую самые благородные намерения и побуждения истолковывает неверно.

Мы знаем и множество таких людей, которые, чтобы придать себе веса, пускаются в измышления! В разговоре они преувеличивают или просто врут из боязни унижения. Старики хвалятся тем, чего они не сделали. Послушать их рассказы, так подумать можно, что перед вами большие герои, которые всю землю обошли. Молодые, опять-таки, с преувеличением рассказывают о том, чего они в будущем не сделают. И так все лгут в погоне за фимиамом похвал. Таков теперешний свет. И вы загляните себе в душу и, положив руку на сердце, скажите, не прав ли я?

Этот грех сильно затемняет разум. У других мы видим гордыню, но не замечаем ее в себе. Человек, который ищет у людей похвалы – глупец. А почему? Потому что он теряет все заслуги от своих поступков и осуждает себя на погибель. Он ищет признания, но не найдет его; люди его высмеют. Чем тише кто-либо живет и чем меньше жаждет прослыть, тем более прославлен тот Богом, тем больше имя его станет знаменитым во всех уголках мира.

Как фарисей являет собой образ человека гордого, так мытарь являет образ человека покорного, проникнутого чувством собственного ничтожества и полагающегося на Бога. Он забывает обо всем, что мог бы совершить в жизни благого, и живо признает свою духовную нищету и недостойность. Он не смеет ни предстать перед Богом, ни возвести глаза к небу, он не высовывается вперед, не жаждет, чтобы его видели, он стоит в углу как обвиняемый перед судьей, глядит в землю, его сердце охвачено сожалением, глаза наполнены слезами. Из его души вырывается жалоба: «Боже мой, смилостивься надо мной, ибо я – великий грешник». Именно эта покорность тронула Сердце Бога, ибо мытарю было даровано прощение провинностей, и он получил похвалу из уст Иисуса Христа, который говорит, что он возвратился домой оправданным, тогда как фарисей в святыне положил на совесть еще один грех. И заканчивает Господь Иисус свой рассказ замечанием о том, что тот, кто возвысился, будет унижен, а тот, кто себя унижает, будет возвышен.

Раз уж мы познакомились с гордыней, давайте приглядимся теперь к добродетели, противоположной этому пороку.

Добродетель смирения

Подобно тому, как гордыня является источником всех пороков, так смирение, напротив, является источником всяческих добродетелей. Это врата, через которые к нам приходит Божья Благодать. Это спасительная приправа ко всем благим поступкам, она делает их угодными Богу и заслуживающими вечной жизни. Она – госпожа Божиего Сердца, ибо Творец ни в чем не отказывает покорным. По мнению св. Бернара, смирение – это познание себя самого и презрение к собственному ничтожеству. Оно – факел, в свете которого мы явственно видим свои несовершенства. Оно заключено не в словах или действиях, но в познании себя самого и неисчислимых собственных ошибок, которые заслоняет от нас гордыня. Эта добродетель абсолютно необходима для спасения. Ибо Господь Иисус явственно говорит, что, если мы не станем, как малые дети, мы не вступим во врата Царствия Небесного. Смирением мы достигнем всего. Оно поможет снискать нам прощение грехов, оно обеспечивает победу над искушениями; оно делает нас угодными Богу. И поэтому Иисус Христос, как Человек, принял образ слуги именно для того, чтобы подать нам пример. Из-за своего смирения обрела в Боге Благодать и Пресвятая Дева.

Св. Антоний видел на свете много дьявольских сетей и страшно этого боялся. Он спрашивал Бога, кто же окажется в состоянии избежать всех этих ловушек. И тогда он услышал голос, возвестивший, что только смиренный человек избежит всех этих тенет. Св. Августину задали вопрос, какая добродетель угоднее всего Богу и какая верней всего приведет к небу. После глубокого размышления Святой Доктор Церкви ответил, что это – смирение. Злой дух как-то раз пожаловался св. Макарию, что не может его победить, хотя лучше него постится и больше бдит, потому что совсем не ест, не спит, и только в одном превзошел его св. Макарий – в добродетели смирения, которой у злого духа нет. Счастлив тот, кто обладает этой добродетелью, ибо он способен на великие дела. Без смирения все иные добродетели – ничто. Даже если все свое состояние вы раздадите убогим, даже если проплачете всю жизнь и промучаетесь среди нищих, даже если умрете в пустыне, вы не взойдете на небеса, если вам будет недоставать смирения. Неудивительно поэтому, что Святые с таким жаром старались приобрести и сохранить эту добродетель. Чем больше Бог одаривал их Благодатью, тем больше они себя унижали. Св. Павел был вознесен до самого третьего неба, но, несмотря на это, называл себя великим грешником, преследователем Церкви и плодом отвергнутым. Святые Мартин и Августин не смеют войти в Церковь, – так их ужасает собственное духовное убожество. Так же и мы должны проникнуться чувством собственной ничтожности, если хотим понравиться Богу. Чем больше древо обременено плодами, тем больше его ветви пригибаются к земле. И мы также, чем больше делаем добра, тем больше будем себя унижать и помнить о том, что отличительным признаком доброго христианина является смирение.

Как узнать, что кто-то обладает этой добродетелью? Смиренный не говорит о себе ни хорошо, ни дурно. Он внимательно следит за собой, оплакивает свои провинности и старается понравиться Богу. Он не судит ближних строго, никем не пренебрегает, он без высокомерия относится к ошибкам других. О ближних он высказывается хорошо. Если не может о ком-нибудь сказать хорошо, то молчит. Не радуется похвалам в свой адрес, избегает их. Считает своими друзьями прежде всего тех, кто указывает на его ошибки и творит благодеяния для тех, кто его очерняет. Как гордец охотно проводит время в обществе льстецов, так смиренник их сторонится. Он охотно общается с Богом, представляет ему свою нищету и молит о Его милосердии. В поступках он ищет единственно Божьей похвалы, не обращая внимания на людские суждения, он не гонится за известностью.

Господь Иисус, похоже, не делает различий между Крещением, мукой и добродетелью смирения. Ибо Он говорит, что без Святого Крещения нам не войти в Царствие Небесное, равно как и после тяжкого греха, не приняв муки, мы не получим отпущения. Но так же – добавляет Спаситель – без смирения, ежели не станем мы, как дети, не сможем лицезреть Бога. Если мы будем смиренны, нам даровано будет прощение самых тяжких проступков, а без этой добродетели, даже если совершим превеликое множество добрых дел, мы не будем спасены.

Приведу вам пример из Священного Писания. Известно, что царь Ахав принадлежал к числу самых порочных царей израильских. Он предавался разврату, грабил имущество подданных, отвращал их от почитания истинного Бога и превзошел в преступлениях всех своих предшественников. Поэтому Бог послал к нему своего пророка Илию и велел ему сказать, что на том месте, где псы лизали кровь Навата (в Библии фигурирует Иероваам, сын Навата, – прим. пер.), будут лизать также и его кровь. Приговор Бога был ясным и определенным. Когда Ахав услыхал эту речь, он разорвал свои одежды, покрылся власяницей, постился и унижал себя. Бог также сменил свой приговор и сказал пророку: «Не видал ли ты смиренного Ахава предо Мной? Раз уж смирился он ради Меня, не приведу зла во дни его, но во дни сына его приведу зло дому его» (3 Цар 21. 29). Вы видите на этом примере, что смирение умилостивляет небеса, разоружает десницу разгневанного Бога и лишь оно одно заслуживает прощения.

Не прав ли был я, когда говорил, что смирение – это прекраснейшая и самая ценная из всех добродетелей? Если мы им обладаем, мы обладаем также и всеми иными добродетелями. Зато без него все наши добродетели были бы ничтожны. Хорошего христианина отличает то, что он презирает себя, а все слова и поступки ближнего истолковывает ко благу. Я уверен, что если вы будете обладать добродетелью смирения, ваше сердце вкусит счастья на земле и небесных радостей в будущей жизни.

Аминь.



    К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 7-9 (356-358), 2002 г.