Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


КАТЕХЕЗА СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА НА ОБЩЕЙ АУДИЕНЦИИ
О святом Иоанне Марии Вианнее, Арсском Пастыре
05.08.2009


В 10.30 утра 5 августа Святейший Отец Бенедикт XVI появился на балконе внутреннего двора апостольского дворца Кастель Гандольфо, чтобы встретиться с верными и паломниками, собравшимися на традиционную общую аудиенцию, которая проводится по средам. В своей речи на итальянском языке Папа остановился на личности св. Иоанна Марии Вианнея, Арсского Пастыря.

После катехезы Святейший Отец обратился с приветствиями на различных языках к группам верных и завершил аудиенцию Апостольским Благословением.

Публикуем далее полный текст катехезы Святейшего Отца:


Катехеза Святейшего Отца

Дорогие братья и сестры,

В сегодняшней катехезе мне бы хотелось вновь кратко обозреть жизненный путь Святого Арсского Пастыря, выделив в нем некоторые черты, которые могут послужить примером также и для священников нашей эпохи, несомненно, отличающейся от той, в которой жил он, но во многом отмеченной одними и теми же основополагающими человеческими и духовными вызовами. Вчера исполнилось ровно 150 лет со дня его рождения на Небе: было два часа утра 4 августа 1859 года, когда св. Иоанн Баттист Мария Вианней, завершив свой земной путь, ушел навстречу небесному Отцу, чтобы получить в наследство царство, уготованное от сотворения мира для тех, кто преданно следует Его наставлениям (ср. Мф 25,34). Какое же ликование должно было подняться в Раю при появлении там столь ревностного пастыря! С какою радостью должны были встретить его множество сынов, примиренных со Отцом через его дело приходского священника и исповедника! Я пожелал взять за основу эту годовщину, чтобы объявить Год священников, темой которого, как вы знаете, является Верность Христа, верность священника. Достоверность свидетельства, и, в конечном счете – сама действенность миссии каждого священника зависит от его святости.

Иоанн Мария Вианней родился в маленьком селении Дардильи 8 мая 1786 года в крестьянской семье, бедной материальными благами, но богатой человечностью и верой. Крещеный в тот же самый день, как было принято в то время, детские и отроческие годы он провел в полях, пася скот, и поэтому в 17 лет он был еще неграмотным. Но он знал наизусть молитвы, которым учила его благочестивая мать, и впитывал религиозный дух, царивший в их доме. Биографы рассказывают, что с раннего детства он старался следовать божественной воле, даже в самых простых делах. В душе он желал стать священником, но для него это было не так легко осуществить. И действительно, он достиг рукоположения во священники, пережив немало невзгод и непонимания, благодаря помощи мудрых священников, которые не ограничились рассмотрением его человеческих недостатков, но умели увидеть дальше, угадав горизонт святости, который проглядывал в этом поистине необыкновенном молодом человеке. Так, 23 июня 1815 года он был рукоположен во диаконы, а 13 августа того же года – во священники. Наконец, в возрасте 29 лет, после многих сомнений, немалых неудач и стольких слез, он смог взойти к алтарю Господню и осуществить мечту всей своей жизни.

Святой Арсский Пастырь всегда проявлял высочайшее благоговение к полученному дару. Он утверждал: «О, сколь велико священство! Этого нельзя достаточно понять, кроме как на Небе... Если бы мы поняли это на земле, то умерли бы – не от страха, а от любви» (Abbé Monnin, Esprit du Curé d'Ars, p. 113). Кроме того, еще будучи ребенком, он признавался матери: «Если бы я был священником, то хотел бы завоевать многие души» (Abbé Monnin, Procès de l'ordinaire, p. 1064). Так и получилось. В пастырском служении, столь же простом, сколь и необыкновенно плодотворном, этому безвестному приходскому настоятелю затерявшейся деревни на юге Франции удалось настолько отождествить себя со своим служением, что он, даже видимым и всеобще признанным образом, стал alter Christus, образом Доброго Пастыря, который, в отличие от наемного работника, отдает жизнь за своих овец (ср. Ин 10,11). По примеру Доброго Пастыря он отдавал жизнь на протяжении десятилетий своего пастырского служения. Его жизнь была живым катехизисом, становившимся особенно действенным, когда люди видели, как он совершает Мессу, молится перед дарохранительницей или проводит долгие часы в исповедальне.

Итак, средоточием всей его жизни была Евхаристия, которую он совершал и которой поклонялся благочестиво и с благоговением. Еще одной важной чертой этой необыкновенной священнической личности было ревностное служение таинству исповеди. В совершении Таинства Покаяния он видел логичное и естественное исполнение священнического апостольства, в послушании заповеди Христа: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (ср. Ин 20,23). Поэтому святой Иоанн Мария Вианней отличился как великолепный и неустанный исповедник и духовный наставник. Переходя «одним внутренним движением от алтаря до исповедальни», где он проводил большую часть дня, он всячески пытался, проповедью и убедительным советом, помочь прихожанам вновь открыть для себя значение и красоту Таинства Покаяния, являя его как внутреннее требование евхаристического Присутствия (ср. Послание к священникам в связи с началом Всемирного Года священников).

Пастырские методы святого Иоанна Марии Вианнея могут показаться мало подходящими к нынешним социальным и культурным условиям. В самом деле, как может священник подражать ему сегодня, в столь изменившемся мире? Если это правда, что времена меняются, и многие харизмы являются типичными для определенной личности, то есть, неповторимыми, то, все же, существует стиль жизни и основное стремление, взращивать которые призваны все мы. Ведь, в сущности, то, что сделало святым Арсского Пастыря, – это его смиренная верность миссии, к которой призвал его Господь; это его постоянная самоотдача, полная доверия, в руки божественному Провидению. Ему удалось тронуть сердца людей не в силу своих собственных человеческих качеств или своих пусть даже похвальных усилий воли; он покорял даже самые черствые души, передавая им то, чем он сам внутренне жил, то есть, свою дружбу со Христом. Он был «влюбленным» во Христа, и настоящим секретом его пастырского успеха была любовь, которую он питал к проповедуемой, прославляемой и переживаемой им Евхаристической тайне, которая стала любовью к пастве Христа, к христианам и ко всем, кто ищет Бога. Его свидетельство напоминает нам, дорогие братья и сестры, что для каждого крещеного, и тем более для священника, Евхаристия – это «не только событие с двумя действующими лицами, не только диалог между Богом и мною. Евхаристическое Причастие ведет к тотальному преобразованию самой жизни. Оно с силой распахивает все “я” человека и создает новое “мы”» (Joseph Ratzinger, La Comunione nella Chiesa, p. 80).

Поэтому, ни в коем случае не сводя личность святого Иоанна Марии Вианнея к образцу – пусть даже и достойному восхищения – духовности девятнадцатого века, необходимо, напротив, понять пророческую силу, отметившую его в высшей степени актуальную человеческую и священническую личность. В послереволюционной Франции, пережившей своего рода «диктатуру рационализма», направленную на истребление самого присутствия священников и Церкви в обществе, сначала – в юношеские годы – он жил в героическом подполье, проходя ночью пешком путь в несколько километров, чтобы участвовать в святой Мессе. Затем – будучи священником – он отличился исключительной и плодотворной пастырской изобретательностью, направленной на то, чтобы показать, что царивший тогда рационализм был на самом деле далек от удовлетворения подлинных потребностей человека, и поэтому в конечном итоге, является непригодным.

Дорогие братья и сестры, спустя 150 лет со дня кончины святого Арсского Пастыря, вызовы сегодняшнего общества являются не менее требовательными; более того, быть может, они стали еще более сложными. Если тогда была «диктатура рационализма», то в нашу эпоху во многих сферах отмечается «диктатура релятивизма». Обе они являют собой неадекватные ответы на справедливое желание человека полностью использовать собственный разум, как отличительную составляющую черту собственной идентичности. Рационализм оказался неадекватным, потому что он не принимал в расчет человеческой ограниченности и претендовал на то, чтобы возвысить разум до меры всех вещей, преобразуя его в некое божество; современный релятивизм подавляет разум, фактически утверждая, что человек не может ничего знать с уверенностью за пределами позитивной науки. Однако сегодня, как и тогда, человек, «жаждущий смысла и полноты», продолжает искать исчерпывающие ответы на основные вопросы, которые он не перестает себе задавать.

Об этой «жажде истины», пылающей в сердце каждого человека, прекрасно помнили Отцы Второго Ватиканского Собора, когда утверждали, что священникам надлежит быть «наставниками в вере», созидать «подлинную христианскую общину», способную открыть «всем людям путь, ведущий ко Христу», и проявлять к ним «поистине материнскую заботу», указывая – или помогая тем, кто не верит, – на «путь, ведущий ко Христу и Его Церкви», а тех, кто уже веруют, «пробуждая, окормляя и укрепляя к духовным битвам» (ср. Presbyterorum ordinis, 6). Учение, которое в связи с этим продолжает сообщать нам святой Арсский Пастырь, заключается в следующем: в основу своей пастырской деятельности священник должен ставить глубокое личное единение со Христом, которое следует взращивать и укреплять изо дня в день. Лишь будучи влюбленным во Христа, священник сможет учить всех этому единению, этой глубокой дружбе с божественным Учителем, сможет тронуть сердца людей и открыть их милосердной любви Господа. Следовательно, только так он сможет вселить энтузиазм и вдохнуть духовную жизненную силу в общины, вверяемые ему Господом. Помолимся же о том, дабы при заступничестве святого Иоанна Марии Вианнея Господь даровал Своей Церкви святых священников, и о том, чтобы в верных возрастало желание поддерживать их и содействовать их служению. Вверим эти молитвенные нужды Марии, которую мы призываем сегодня как Пресвятую Богородицу Снежную.




© Copyright 2009 – Libreria Editrice Vaticana

Перевод: Католическая информационная служба Agnuz (София Халходжаева)