Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


Обложка

В этой Церкви проповедовал Арсский пастырь


Издательство «Жизнь с Богом»
Foyer Oriental Chrétien
206, Avenue de la Couronne
Bruxelles 5 – Belgique

Перевод с французского
Jean-Marie-Baptiste VIANNEY
SAINT CURÉ D′ARS
Sermons - Catéchismes (textes choisis)
par Josse ALZIN
LES ÉDITIONS DU SOLEIL LEVANT
Château de la Hulle
Profondeville, Belgique

© Все права за издательством «Жизнь с Богом»
С разрешения Церковных властей


Как счастливы любящие Бога
и те, кто живут с ними

Ж. М. Вианней

Оглавление

Введение


ПРОПОВЕДИ

     1. Среда первой седмицы Великого поста

     2. Первое воскресение Великого поста

     3. Второе воскресение Великого поста

     4. Пятое воскресение Великого поста

     5. Страстной четверг

     6. Страстная пятница

     7. Втрое воскресение по Пасхе

     8. Пятое воскресение по Пасхе

     9. На Вознесение

     10. Второе воскресение по Пятидесятнице

     11. Третье воскресение по Пятидесятнице

     12. Шестое воскресение по Пятидесятнице

     13. Двенадцатое воскресение по Пятидесятнице

     14. Четырнадцатое воскресение по Пятидесятнице

     15. Семнадцатое воскресение по Пятидесятнице

     16. Восемнадцатое воскресение по Пятидесятнице

     17. Двадцатое воскресение по Пятидесятнице

     18. Двадцать первое воскресение по Пятидесятнице

     19. Успение Пресвятой Богородицы

     20. Первое воскресение октября: праздник святого Розария

     21. Поминовение усопших (2-е ноября)

     22. Рождество Господа Нашего Иисуса Христа

     23. Богоявление

     24. Храмовый праздник

     25. Об испытании совести


УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

     I. ПОДЛИННЫЕ И ПЛОХИЕ ХРИСТИАНЕ

          Мнимые христиане

          Показные христиане

          Слепые христиане

          Христиане с открытыми глазами

          Счастливые христиане

          Христиане с добрым сердцем

          Бог – мой Отец; Царство Небесное – мое богатство

          Хлеб, дающий счастье христианину

     II. ГРЕХ И СРЕДСТВА БОРОТЬСЯ С НИМ

          Грех – это нечто неважное?

          Грех – самое большое зло

          Грех – величайшее несчастье

          Молитва – это счастье, это честь

          Как выйти из состояния греха?

          Исповедь: зачем? когда? как?

          Литургия и священник

     III. КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ И НАШ КРЕСТ

          Его Крест и наш крест

          Крестное знамение

          Искушение

          Основная добродетель: смирение

          Свобода детей Божиих

          Радость детей Божиих


ШЕСТЬ ЯВЛЕНИЙ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ АРССКОМУ ПАСТЫРЮ И ШЕСТЬ ЗАПИСЕЙ АРССКОГО ПАСТЫРЯ О ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ

     Первое явление

     Второе явление

     Третье явление

     Четвертое явление

     Пятое явление

     Шестое явление




Портрет о. Жан-Мари Вианнея, который считается наиболее похожим

Введение


1. Краткое жизнеописание Арсского пастыря

Св. Иоанн Мария Вианней, более известный под именем «кюре д′Арс» – Арсский пастырь, родился за несколько лет до французской революции, в мае 1786 г., в селе Дардии, недалеко от Лиона, в крестьянской многодетной семье. Его крестили в тот же день и дали ему имя Жан-Мари в честь св. апостола Иоанна и Пресвятой Богородицы.

С детства он проявил сильное влечение к молитве и с 4-х лет стал ходить с матерью в церковь на богослужения.

Когда ему исполнилось 7 лет, отец отправил его пасти овец недалеко от дома. Пока овцы паслись, он вынимал из-за пазухи статуэтку Пресвятой Богородицы, подаренную ему матерью, ставил ее в дупло старой ивы, окружал цветами и молился Пресвятой Деве по четкам. «Как я был счастлив – говорил он много лет спустя, вспоминая свое детство – когда надо было пасти только трех овец и осла! В то время я мог спокойно молиться. Голова не была так перегружена, как теперь».

Пастушок выучился грамоте у своей старшей сестры Екатерины. Одиннадцати лет он приступил первый раз к исповеди и удостоился принятия Св. Таин. Тогда он и почувствовал впервые, что его призвание – посвятить жизнь Богу. Когда он сказал об этом матери, она заплакала от радости, а отец, наоборот, был недоволен: в доме нуждались в рабочих руках, да и учение стоило дорого. Жан-Мари не хотел идти против воли отца и остался дома, но в глубине души хранил надежду, что его заветное желание осуществится.

В 1802 г. Аббат Баллей был назначен настоятелем в Дардии. Это был ревностный и святой жизни священник. Он стал собирать кандидатов в священники, недостаток которых очень чувствовался после революции. Жан-Мари опять попросил отца отпустить его и на этот раз получил согласие и отправился к аббату Баллей, сияя от радости.

Однако учение шло очень туго. Жан-Мари совсем упал духом и собирался даже уйти, но потом решил отправиться в паломничество к св. Франциску Режис, мощи которого находились в Лувеке, в 200 км от Дардии. После паломничества все устроилось как бы само собой. Жан-Мари на всю жизнь сохранил благодарность своему святому заступнику. В 1815 он закончил богословское образование и был рукоположен во священники.

Сначала его назначили помощником его любимого настоятеля и наставника – аббата Баллей, а после смерти последнего настоятелем деревушки Арс, насчитывавшей только 500 жителей. Название «Арс» можно считать символическим: «арса» означает «сожженная». Тот, кто должен был зажечь в деревне Арс огонь божественной любви, и был молодой настоятель Вианней. Как пишет один из его биографов: «Прошло время спорить об Арсе, доказательства налицо – Арс горит ночью и днем любовью к Богу».

Деревня Арс находилась в 30 км от Дардии. Отец Вианней отправился туда пешком. Прежде всего он посетил церковь и вознес молитву к Богу об обращении своих новых прихожан, пользовавшихся дурной славой в окрестностях. «Боже, помоги мне обратить мой приход – молился он. Я согласен претерпеть какие угодно испытания в течение всей моей жизни, самые острые боли в течение ста лет, если это необходимо для их обращения».

Это были не только слова. О. Вианней стал вести суровую подвижническую жизнь, спать на досках, носить власяницу и вериги, отказывать себе в пище. Свое скромное имущество он раздал бедным. С раннего утра он уже был в церкви; в 6 часов утра начинал преподавать Закон Божий детям, ночи проводил над составлением проповедей, которые потом заучивал наизусть. В них он бичевал пороки своих прихожан и подготавливал их к встрече, близкой или далекой, но неизбежной, с правосудием Божиим в час смерти. «Земля – говорил он – подобна мосту, переводящему нас через водное пространство на берег вечности».

Себе он отказывал во всем, но зато церковь расширил и украсил так, что она стала неузнаваемой. Когда некоторые из прихожан, недовольные ревностью своего пастыря, затеяли против него кампанию, он мужественно переносил злословие и клевету, стал вести еще более суровую жизнь и помогать своим собратьям – священникам окрестных деревень в их пастырской деятельности. Затем он основал даровую школу «Дом Провидения» для бедных девочек Арса и соседних деревень. Туда принимали и сирот, и брошенных, и дефективных детей. Однажды, когда недоставало хлеба, чтобы кормить всех насельников дома, по молитве отца Вианнея пустой чердак наполнился зерном. «Благой Бог милостив, Он заботится о бедных», – смиренно объяснял о. Вианней удивленным свидетелям этого чуда.

Через несколько лет после его прибытия в Арс жители этой деревни совершенно переменили свой образ жизни. Христианские добродетели стали процветать в семьях. Люди предпочитали церковные службы пьянству и другим недостойным развлечениям. Атмосфера мира и радости воцарилась в Арсе.

Диавол, озлобленный тем, что Арсский пастырь отвоевал у него столько душ, стал докучать святому как только мог: ночными посещениями, грохотом, криками, воем, удушающей вонью, поджогом (до сих пор в Арсе сохранилась подожженная диаволом полусгоревшая кровать о. Вианнея). Диавол надеялся напугать подвижника. Вначале о. Вианней действительно испугался и попросил нескольких прихожан ночевать у него. Но потом, поняв в чем дело, он отправил домой своих сторожей и стал один выдерживать приступы ада. Он даже радовался, когда нападения были ожесточеннее обыкновенных – это было признаком, что в Арс направлялся великий грешник или даже целая группа раскаявшихся людей.

Молва о подвижнике Арса все больше распространялась. Со всей Франции стали стекаться паломники. Властям пришлось установить ежедневное сообщение между Арсом и Лионом, Арсом и Треву.

Вскоре о. Вианней стал проводить 12, 15 и даже 18 часов в сутки в исповедальне. Его наставление исповедовавшимся было всегда коротким, но люди уходили от него обновленными и растроганными до глубины души, с твердым намерением изменить свой образ жизни.

В 11 часов о. Вианней давал уроки Закона Божия, на которые собиралась большая толпа крестьян, горожан, светских и духовных лиц. Он объяснял истины веры самыми простыми словами, но так захватывал слушателей, что вел их к Богу как бы прямым путем. «Почему ты проповедуешь так просто, а не так красноречиво как в городах? – укоряла о. Вианея приведенная к нему бесноватая – достаточно было бы трех тебе подобных на земле, чтобы царство сатаны было разрушено». У о. Вианнея была удивительная способность читать тайные мысли приходивших к нему и разрешать трудности, прежде чем люди успевали их изложить. Однажды он заметил в толпе женщину в трауре, убитую горем, потому что муж ее окончил жизнь самоубийством, бросившись с моста в реку. Она была верующей и опасалась за вечную участь мужа. Прозорливый о. Вианней подошел к ней и прежде, чем она успела сказать слово, утешил ее, сказав ей: «Не плачьте, а только молитесь усердно. Между мостом и водой ваш муж раскаялся в своем поступке».

Неоднократно, как и великие святые земли Русской, о. Вианней удостоился видеть Пресвятую Деву и беседовать с Ней.

Несмотря на великие духовные дары, которыми Господь одарил Своего верного служителя, о. Вианней всегда оставался простым и смиренным. Он считал себя недостойным пастырского служения и просил молиться о его «бедной жизни», как он выражался. Он был готов уступить свой приход более образованному священнику и три раза пытался уйти из Арса, чтобы посвятить свою жизнь непрестанной молитве за свою паству. «Чем больше молишься – говорил он – тем больше хочется молиться. Так и рыба сначала плавает на поверхности воды, а потом погружается все глубже. И душа во время молитвы погружается все глубже и забывает обо всем в сладостной беседе с Богом».

Так, в молитве и в непрестанных пастырских трудах прошла жизнь о. Вианнея. С начала 1859 г. силы его стали заметно убывать. Жизнь приближалась к концу. Он сам спокойно и радостно говорил об этом. В последних числах июля он слег и уже больше не вставал. Его комнату осаждали паломники, прося благословления. Но он был так слаб, что приходилось поддерживать его благословляющую руку. 2-го августа он в последний раз причастился Святых Тайн и пребывал с поднятыми к небу глазами, «с непередаваемым выражением веры и радости», по свидетельству одного из очевидцев. 3-го августа епископ Беллейский пришел проститься с ним. О. Вианней улыбнулся ему и опять сосредоточился в радостном ожидании прихода Бога в час смерти. В ночь с 3-го на 4 августа, в то время как читали молитвы на исход души, он тихо скончался. Известие о его смерти быстро распространилось. На следующий день все дороги были запружены народом. Паломники начали прибывать с утра, чтобы простится со своим благодетелем. Людской поток не прекращался в течение 48 часов. Отпевали его 300 священников в присутствии многотысячной толпы. После отпевания тело Арсского пастыря оставалось еще 6 дней в церкви около знаменитой исповедальни. Потом его похоронили в склепе под церковью. В 1925 г. Арсский пастырь был канонизирован.

Святой старец Арсский упокоился со святыми, но смерть не положила конец его благодеяниям. И по сей день тысячи паломников ежегодно прибывают в Арс и возвращаются оттуда с новыми духовными силами.


2. Проповеди Арсского пастыря

Арсский пастырь сохранил рукописи своих ста пятидесяти проповедей, но ему никогда не приходило на мысль их издать.

Они не отделаны, но правдивы; просты и неподражаемы. Некоторые места вызывают удивление, иные потрясают; многие из них глубоко духовны.

Представим себе Арсского пастыря проповедующим: его широкий лоб в ореоле седых волос, резко очерченный аскетический профиль, живой огонь глаз... Он проповедует всем своим существом – и бледным лицом, и глубоким взором, и голосом, который иногда напоминает громовые обличения древних пророков, а иногда похож на жалобу испуганного ребенка.

Можно сказать, что он проповедует всегда только о любви Божией и о грехе. Когда он обращается к грешникам, его взгляд загорается, худые руки простираются вперед и он умоляет заблудших, стоящих на пути погибели. Говоря о Евхаристии, он указывает дрожащим пальцем на Дарохранительницу; а «когда он говорит о Пречистой Деве – рассказывал один крестьянин из Арса – это как будто он ее видел».

В течение десяти лет он был принужден записывать свои проповеди. Ему случалось «потерять нить» проповеди или сойти с амвона, не окончив ее. Но зато сколько душ он привел на путь истины до самых последних лет своей жизни, когда едва был слышен его слабый, разбитый голос.

Через все его проповедничество проходит дар ведения, полученный им свыше. «Кто мой Учитель? Тот же самый, что и у ап. Петра», – сказал он однажды. Этот дар позволял ему читать то, что Господь начертал в природе и в сердцах. В своих проповедях о грехе, о мире, о любви он вскрывал и духовную нищету человека, и его высокое назначение уже здесь, на земле.

По примеру Господа Иисуса Христа он наставлял словами понятными, ясными, живыми и образными: «Заповеди Божии – это указательные надписи на пути жизни... благодать Божия – это костыли для нашей слабости... молитва – благовонное миро... целомудрие – роза близ шипов... злословие – клейкая гусеница... смерть – только баня для тела... как счастливы любящие Бога и те, кто живут ними... будем любить Господа всем сердцем и таким образом мы будем в раю уже в этом мире».

Язык его иногда небрежен, но в его захватывающих мыслях проходит святое вдохновение. Это язык наименее одаренного и наиболее исполненного благодати французского священника.

В течение сорока лет Арсский пастырь сеял доброе семя, врачевал, исцелял, вырывал души из рук диавола и брал силой для них рай.

Епископы и священники, дворяне и крестьяне приходили слушать святого, который снимал епитрахиль только тогда, когда шел спать. Завидев его, ремесленник шептал: «Если он не святой, то других и быть не может»; а епископ говорил: «Когда он проповедует о потустороннем мире, можно сказать, что он уже там».

В нашем сборнике не даны тексты всех проповедей, но все они упоминаются и иногда приводятся в кратком изложении с цитатами избранных мест. Полное воспроизведение проповедей заняло бы несколько томов, ибо некоторые из них заполняют страниц тридцать. Мы предпочли ограничиться избранными местами, чтобы иметь возможность ознакомить читателей и с уроками Закона Божия Арсского пастыря, еще более знаменитыми, чем его проповеди.


3. Уроки Закона Божия (катехизис)

В течение первых лет своей пастырской деятельности в Арсе о. Вианней, как всякий деревенский священник, объяснял христианскую веру детям. Урок начинался каждый день около 11 часов, а по воскресеньям перед вечерней. К этой небольшой группе постепенно присоединились благочестивые люди Арса, а потом и паломники. Начиная с 1845 г. «Арсский катехизис» приобрел такую известность, что пришлось изменить расписание дилижансов, чтобы подвозить паломников к часу урока.

Дети Арса стали первыми просвещаться благодаря апостольскому рвению святого пастыря. Большинство из них было неграмотными, так как школа открывалась лишь на 2-3 зимних месяца, и большинство детей ее не посещало. А через несколько лет, по свидетельству епископа Беллейского, дети Арса были самыми образованными в округе. Святой пастырь сумел их привлечь, так что они приходили к нему зимой каждый день, с первых чисел ноября до Троицы, а потом и в течение целого года. Он рассказывал им библейские эпизоды, жития святых, объяснял им религиозные картины, занимался с ними с несравненным терпением и добротой.

В скромном доме, купленном на средства, доставшиеся ему от маленького наследства и продажи своей мебели, о. Вианней устроил первую школу. Там он впоследствии основал маленький приют для сирот; всему этому он дал название «Провидение».

С этими детьми началось чудо уроков катехизиса, да и другие чудеса. «Только на страшном суде узнают, сколько добра было сделано в этом доме», – воскликнул как-то Арсский пастырь. В этом доме святой пастырь поучал своих слушателей, как жить по Евангелию. Он знал, что каждый грех оставляет след в душе и что только молитвой и жертвой можно его уничтожить. Он, святой бедняк, говорил все это беднякам Арса, начиная с самых младших, самых бедных и самых грешных. Благочестивые слушатели записывали его поучения.

Уроки катехизиса были первым этапом обращения Арса. Здесь же, перед изумленными взорами и восприимчивыми душами, усовершенствовался и сам проповедник... Настал день, когда смиренный пастырь воскликнул «Арс перестал быть Арсом». Слушателей собиралось уже столько, что ему пришлось продолжать уроки катехизиса уже не в «Провидении», а в приходской церкви. Впоследствии все более и более многочисленные толпы мирян и духовных лиц теснились у исповедальни. Им не всегда удавалось дождаться своей очереди, но они не хотели уезжать из Арса, не прослушав хотя бы урока катехизиса.

Эти уроки продолжались до самой смерти Арсского пастыря. «Если бы Бог предложил мне выбор между царством небесным и возможностью продолжать преподавание катехизиса детям, я бы остался здесь». Так говорил он за год до своей смерти.

Он учил о Боге, всегда о Боге, даже говоря о грехе, его видах и последствиях. А уча о Боге, он обращался к человеку, ибо как священство, так и все таинства, установлены для человека, для всех людей. Всю жизнь переносил он в ее подлинное царство вне времени. Это было «ныне и присно» Божественной литургии.

Он посвящал себя всем людям, чтобы их любить, за них страдать и их спасать. Он желал, чтобы они стали братьями и были такими отрешенными и чистыми, чтобы для них не оказалось места в «губительных пристанищах – бесовских заведениях». Язык его был одновременно и обыденным и необычайным – языком человека, сподобившегося видения Бога: «я уже несколько дней не видел Господа Бога», – признался он как-то. Он глубоко чувствовал, как мало знают Бога и как несчастен грешник. «Грех – океан гордости», – стонал он, а затем добавлял: «Наши грехи песчинка по сравнению горой Божественного милосердия...!»

Один из его слушателей всю жизнь вспоминал воскресенье, когда святой с неописуемым трепетом воскликнул: «Как горько думать, что есть люди умирающие, не полюбив Бога! Ах, несчастные грешники, если бы я мог за них исповедоваться». Неудивительно поэтому, что за каждым уроком катехизиса следовали – или ему предшествовали – исповеди, часто приводившие к обращениям – до 700 в год.

«Несчастны только плохие христиане, переставшие молиться и приступать к таинствам, и коснеющие в грехе». Эти слова Арсского пастыря могут служить эпиграфом к настоящему сборнику уроков катехизиса, где даны избранные места из 20 уроков. Эти же слова послужили руководящей нитью при выборе уроков:

          I. Подлинные и плохие христиане.
          II. Грех и средства бороться с ним.
          III. Крест Господень и наш крест.

В дополнение дано описание шести посещений Пресвятой Богородицей Арсского пастыря и, как иллюстрация к ним, «шесть записей о Пресвятой Богородице», записанных его собственной рукой.

Преподобный отче Иоанне, моли Бога о нас!

Научи нас пламенно любить Бога и ближнего!





    К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД