Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Исповедь: зачем? когда? как?

Ах! Дети мои, не исповедуйтесь кое-как.


Очень немногие, дети мои, бывают спасены без таинства покаяния.


Кто установил это таинство?

Пресвятая Дева – думают одни. Апостолы – думают другие. Если спросят у вас, скажите, что это таинство было установлено, когда Спаситель дунул на апостолов и сказал им: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».[23]


Совершается ли таинство покаяния каждый раз, как мы исповедуемся?

Некоторые так думают. Это неверно. Знайте, что таинство сие совершается лишь когда мы получаем отпущение.


Что обретают, получая отпущение грехов на исповеди?

Получают искупление Пречистой Кровью Господа. Получают прощение грехов, совершенных после крещения. Господь Бог во время отпущения грехов на исповеди отбрасывает их подальше, забывает их, уничтожает их, им нет возврата. Он говорит нам: «Будь душа ваша чернее угля и краснее, чем кровь, через отпущение Я убелю ее белее снега». Видите, дети мои, как добр Господь к грешникам! Будьте в дружбе с Господом Богом и все ваши грехи исчезнут, и в день Страшного Суда вы, к вашему изумлению, не найдете их.

Более того. Если вы вернетесь к греху и вслед за тем умрете, Господь будет судить вас лишь за этот грех: не будет речи о прощенных грехах. Они изглажены – их больше нет.

Если человек совершил много добрых дел, а затем, к своему несчастью, впал в грех, то добрые дела его мертвы – их нет все то время, что он остается в грехе. Но стоит ему вернуться к Богу и получить отпущение грехов, как все его добрые дела оживут. Его грех не появится снова, но его добрые дела вернутся к жизни. Его заслуга сохранится, он получит награду, как если бы он никогда не совершал грехов.

О, как велико милосердие Божие!


Что необходимо для совершения таинства покаяния?

Таинство покаяния подготовляет к таинству причащения. Когда ожидают важного гостя, то наводят порядок в доме: прибирают, подметают, украшают дом. И, чтобы принять нашего Божественного Гостя, нам тоже нужно очистить и украсить нашу душу.

Чтобы совершить, как подобает, таинство покаяния, необходимо раскаяние. Представьте себе дом, где находились всякие животные, мусор и нечистоты: если и подметут дом, то в нем все же будет дурной запах. Так же и с нашей душой. После строгой проверки и даже после исповеди необходимы слезы раскаяния, чтобы все смыть. Мы должны искренне сожалеть, что оскорбили Бога.

Если вы сожалеете, что оскорбили Бога, потому что Он благ, потому что вы Его любите, потому что боитесь быть Ему неугодными, то ваше раскаяние вполне угодно Богу. И грехи вам простятся даже раньше, чем их отпустит священник. И если вы тогда умрете, то войдете прямо в Царство Небесное, как дитя после крещения.

Если вы сожалеете, что оскорбили Бога из боязни Суда Божьего и ада, то ваше покаяние несовершенно, и грехи вам простятся только, когда священник произнесет слова отпущения...

Мне встречались люди настолько удрученные тем, что оскорбили Бога, что священнику приходилось удаляться после их исповеди: надо было дать им выплакаться... А вот, однажды пришел сюда один жандарм. Он изложил письменно всю свою исповедь... Бросился на колени, и стал плакать горькими слезами. Вот это было настоящее раскаяние в грехах! Они были прощены, прежде чем он приступил к исповеди, потому что его раскаяние было совершенным.

Я не говорю, что ваши душевные страдания должны обязательно заставить вас плакать, но в сердце вашем непременно должно быть сожаление, что вы оскорбили Бога. Видите ли, дети мои, для таинства покаяния нужны три вещи: вера, которая открывает нам Бога, пребывающего в священнике, надежда, уверяющая нас в том, что Бог подаст нам благодать прощения, – и любовь, которая побуждает нас любить Бога и влагает в наше сердце сожаление о том, что мы оскорбили Его.

Дети мои, перед тем, как приступить к исповеди, испросим у Господа Бога раскаяния в наших грехах. На эту молитву должно пойти больше времени, чем на испытание совести. Если мы не будем молиться о раскаянии, то у нас его и не будет.

Говорят, что многие исповедуются, но немногие обретают подлинное обращение к Богу. Охотно верю этому, дети мои, ведь лишь немногие исповедуются со слезами подлинного раскаяния.

Когда вы действительно проникнетесь искренним раскаянием в ваших грехах, предстаньте перед священником и осените себя крестным знамением. Думайте, как это прекрасно – вы начинаете обвинять себя во имя трех Лиц Пресвятой Троицы... Вы говорите: «Благословите меня, отец мой, потому что я согрешил». Благословляют то, что было профанировано: священник благословляет вас, чтобы изгнать диавола из вашего сердца и исполнить его Духом Святым. Затем вы говорите: «Отец мой, я виновен во всех этих грехах и во всех грехах моей прошлой жизни». Это значит, что мы обвиняем себя во всех грехах, ведомых нам и не ведомых. Потому что есть множество грехов, которых мы не знаем. Когда священник дает вам отпущение, вновь раскайтесь в ваших грехах от всего сердца. После исповеди удалитесь в какой-нибудь уголок церкви и возблагодарите Господа и Матерь Божию за благодать, полученную вами. И молитесь о благодати, необходимой вам, чтобы не впасть снова в грех.


Как признаваться в грехах?

Надо сознаться на исповеди во всех смертных, тяжелых грехах, содеянных вами, потому что иначе не будет прощения.

Ах, дети мои! Некоторые исповедуются, почти не думая об этом, они винятся кое-как. Не так следует поступать; нужно хорошенько испытать свою совесть, потому что дело идет о самом главном в жизни. Нужно рассказать духовнику все обстоятельства, при которых грех был совершен. Так, если вы винитесь в краже, то следует сказать, не случилось ли это в церкви. Если рассердились на кого-нибудь, то следует указать, не на ваших ли отца или мать.

Есть такие люди, что обдумывают способ, как рассказать о своих грехах, чтобы священник поменьше понял. А иные их утаивают.

Эх, дети мои, от кого вы их утаиваете? Утаиваете от священника. Но не священник будет вас судить. Быть может, он умрет лет через тридцать после вас. Сам Господь Бог, с небесной высоты, видит все эти грехи, утаенные или представленные в ложном свете. В день Страшного Суда он их сделает явными перед лицом неба и земли. Будет тогда от чего сгореть со стыда. Если бы вам сказали: «Надо или подняться на амвон и покаяться всенародно, или же признаться в грехах священнику – выбирайте то, что вам нравиться». О, конечно, вы поторопились бы исповедаться священнику. Так вот, Господь Бог говорит вам: «Выбирайте: или вы покаетесь втайне вашему духовнику, или же Я сделаю явным то, что вы совершили втайне». Стали ли бы вы колебаться?.. Дети мои, если вы хотите скрыть ваши грехи, то повинитесь в них, как подобает; тогда они изгладятся и больше не появятся...

Ах, дети мои, если бы сказали несчастным осужденным в аду: «Я поставлю священника у врат ада. Те, кто захотят исповедаться, могут выйти. Но на это вам дается одна неделя». Думаете, что остался бы хоть один? Ни одного, дети мои. Они не побоялись бы исповедаться в своих грехах. И даже при всех. Ах, как быстро опустел бы ад и населилось бы небо! Так вот, мы располагаем и временем и возможностями, которых нет у осужденных в аду. Воспользуемся же этим!




23 Ин 20. 22-23



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД