Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Литургия и священник

О, как велика литургическая жертва! О, как велик священник!


Что такое Святая Литургия? Во что мы ее обращаем?

Святая жертва на Литургии – самое возвышенное и самое значительное действо христианской веры. Но, увы! мы – маловеры.

Если бы нам сказали: «В таком-то часу воскресят мертвого...», то мы бы поскорее побежали бы смотреть на него. Но разве освящение, претворяющее хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, не большее чудо, чем воскрешение мертвого?

Все добрые дела месте взятые не стоят жертвы, приносимой во время Литургии, потому что они – только дела людей, а Святая Литургия – Жертва, приносимая Самим Богом; страдания мучеников, сами по себе имеющие большую ценность, ничто по сравнению с ней. О, как велика литургическая Жертва!

Бог Отец останавливает Свой взор на святых Дарах: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Он ни в чем не может отказать Своему Сыну, приносящему Свою жизнь в жертву.


Как присутствовать на литургии?

В принесении святой литургической Жертвы мы можем различить три части: первая часть от начала богослужения до Великого Входа с Дарами; вторая – от Великого Входа до пресуществления Святых Даров; третья – от пресуществления святых Даров до конца богослужения.

Говорю вам, что от начала службы до Великого Входа мы должны каяться, проникнуться сильнейшей скорбью о своих грехах. От Великого Входа до пресуществления Святых Даров мы должны быть как служители, приносящие в жертву Богу Отцу Иисуса Христа и самих себя, то есть: наше тело, нашу душу, наше имущество, нашу жизнь и даже нашу вечность. После пресуществления Святых Даров мы должны думать о том, что сподобимся причаститься пречистых Тела и Крови Христовых. Следовательно, надо прилагать все усилия, чтобы стать достойными этого счастья.


Почему мы отстояли столько обеден, а сами остались прежними?

Увы, братья мои, мы присутствуем на литургии лишь нашим телом, а душа наша далека от нее. Мы навлекаем на себя окончательное осуждение Божие тем, как ведем себя на Литургии. Увы! Как часто мы мало внимательны за богослужением и, вместо того, чтобы утвердиться на пути спасения, ожесточаемся еще больше! Христос, явившись св. Мехтильде, сказал ей: «Знай, дочь Моя, что святые присутствуют при кончине всех тех, кто с благоговением внимал литургическому богослужению, чтобы помочь им по-христиански умереть, чтобы защитить их от искушений диавола и чтобы вознести их души Моему Отцу». Какое счастье для нас, Б.М., если в этот страшный час нам окажут помощь столько святых, сколько раз мы присутствовали на Литургии.

Не будем бояться, Б.М., что присутствие на Литургии внесет задержку в наши мирские дела. Напротив, мы можем быть уверены, что все пойдет хуже, если мы, к нашему несчастью, не будем на ней присутствовать.

Вы мне, может быть, ответите: «Если у нас ничего нет, нам ничего даром и не дадут». А что вы хотите, чтобы Господь вам дал, если вы рассчитываете лишь на свой труд, а на Него – нисколько? Ведь вы не находите времени на утреннюю и вечернюю молитву и довольствуетесь тем, что приходите раз в неделю на обедню. Увы, вы не знаете, какими богатствами располагает Господь Бог для того, кто доверился Ему. Хотите наглядный пример? Он перед вами: посмотрите на вашего пастыря и рассудите это дело перед лицом Божиим.

Вы мне скажете: «Ведь вам дают!» – Да, но кто мне дает, если не Провидение Господне! Вот где мои сокровища и больше нигде. Увы! Как слеп человек, мучая себя напрасно, чтобы стать осужденным в будущей жизни и быть несчастными уже на этом свете. Если бы вы имели счастье думать о своем спасении и ходить к обедне, когда можете – вы бы скоро убедились в моей правоте.


Что такое священство? Кто такой священник?

И вот мы дошли до таинства священства. Это таинство возвышает человека почти до Бога. В самом деле, кто такой священник? Человек, облеченный властью Самого Бога, местоблюститель Самого Бога, особенно в двух случаях: когда он отпускает грехи, потому что он не говорит: «Бог прощает тебя», но: «Прощаю и разрешаю тебя от грехов твоих»; и при пресуществлении Святых Даров, ибо он не говорит: «Это тело Господне», а: «Сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя».

Если бы у нас была живая вера, то при виде священника, идущего к престолу Господню служить Литургию, мы верили бы, что видим Господа, восходящего на Голгофу, или, вернее, Господа на тайной Вечере, благословляющего хлеб и вино.

Все блага духовные нисходят с Неба; поэтому священник, прежде чем освящать дары, поднимает глаза к небу и затем произносит и прекрасные слова: «Сие есть Тело Мое» и претворяет хлеб в Тело Господне. О, как велик священник! Когда я думаю об этом, я говорю самому себе: «Если бы мы сами себя понимали, то жили бы как ангелы».

Св. Бернард говорит, что вся благодать приходит к нам через Деву Марию. Но можно также сказать, что она приходит через священника. Если вы будете исповедаться Пресвятой Деве или ангелу, дадут ли они вам отпущение грехов? Нет! Дадут они вам святое причастие? Нет! Пресвятая Дева не может претворить хлеб в Тело Господне, Она вам не даст отпущения грехов. И будь тут хоть сонм ангелов, они не смогут разрешить вас от грехов. А священник, даже самый простой, может вам сказать: «Отпускаю тебе грехи твои, иди с миром!» О, как велик священник! Если бы он сам себя понял, он бы умер. Бог Ему повинуется: он произносит несколько слов и Господь нисходит с Неба на его голос и пребывает в Святых Дарах... Только на Небе священник хорошо поймет, кто он... Если бы мы имели веру, то увидели бы Самого Бога, скрытого в священнике... подобно вину, растворенному в воде. Если бы я встретил одновременно священника и ангела, то я поклонился бы священнику ниже, чем ангелу.


Что дает нам священник?

Он – распределитель небесных даров. Все блага приходят к нам через служение священника. Он дает жизнь нашей душе, как только она приходит в мир. Потом, если эта бедная душа встанет на путь погибели, то когда она, обуянная смертной тоской, может снова обрести жизнь и покой? Тогда, когда священник омоет эту несчастную душу драгоценной Кровью Христа и скажет ей, как сказал Господь женщине, обвиненной в прелюбодеянии и Марии Магдалине: «Иди, прощаются тебе грехи твои!» Разве мы не чувствуем себя, после чистосердечной исповеди, совсем другими людьми? Мы испытываем покой, неизъяснимое счастье, потому что душа наша очищена священником.

Кто питает душу и дает ей силы совершить свое земное странствие? Священник. Кто ее готовит предстать пред Господом? Священник, очищая ее в последний раз драгоценной Кровью Иисуса Христа... Кто очищает наше тело, запятнанное на жизненном пути? Опять-таки священник через соборование.

Настоятель подобен полководцу во главе войска, все должны следовать за ним. Вот видите, сегодня утром, когда я служил обедню, все вы были со мной и общая молитва соединяла нас; я молился за вас, я преподал вам благословение Божие, напитал вашу душу причастием и вы унесли его в своем сердце. Когда вы видите священника, вы должны говорить: «Вот тот, кто соделал меня чадом Божиим, открыл мне путь к Небу через крещение, очистил меня от грехов, дал пищу моей душе и благословил меня»...


Прекрасная миссия священника

Как прекрасна миссия священника быть душой и оплотом религии. После Бога священник – все. Оставьте приход двадцать лет без священника... Увы, что станет с приходом! Посмотрите на страны без священников: там поклоняются животным, растениям. И вот, когда хотят уничтожить религию, начинают со священников, потому что где их больше нет – не приносится бескровная Жертва.

Чем стал человек во время революции? Предоставленный самому себе, он поддался всем заблуждениям оставленного самому себе рассудка. Но вот вернулись священники – с ними вернулись религия и счастье. Смотрите, как все грустно и холодно у протестантов: они пропоют несколько псалмов, вот и все... А у нас все утешительно, все радостно, особенно в большие праздники...


Каковы обязанности по отношению к священнику?

Есть люди обычно дурно отзывающиеся о священниках, презирающие их. Берегитесь, дети мои: ведь священники – представители Господа. Все дурное, что о них говорите, обращается против Самого Господа Бога. Лучше бы вы молились за них. Ведь иные никогда не молятся за своего пастыря, вот до чего они неблагодарны! Священник, напротив, постоянно молится за вас, когда он приносит бескровную Жертву, когда держит Тело Христа в своих руках.

Вы видите, как важно для вас молиться Господу Богу о ваших священниках: чем выше их святость, тем больше вы получите благодати. Нужно усердно молиться, особенно во время рукоположений, чтобы Господь Бог даровал нам хороших священников. Если они – люди святой жизни, сколько добра они смогут сделать! Но каковы бы они не были, никогда не отзывайтесь о них дурно. Тот священник, которого вы презираете, окажется, быть может, именно тем, кто отпустит вам грехи в ваш смертный час; быть может вы, по своей вине, будете лишены помощи священника в последние минуты жизни.

Вы говорите: «Но ведь он такой же человек, как и другие». Конечно! Он состоит из души и тела, как все люди. Но присмотритесь к его служению: он облечен властью Самого Бога. «Идите, научите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. Посылаю вас, как Отец Мой Небесный послал Меня»... Господь Бог дал священнику всю искупительную ценность Своей смерти и Своих страстей, чтобы раздавать ее нам, как царь вручает своему посланнику богатство для распределения его по своему усмотрению...

Ну, что скажете, друг мой? Конечно, среди нас, священников, есть порядочные люди. Да где же им и быть, Господи Боже, если не среди нас?! Но для того, чтобы служить Литургию, надо бы быть серафимом... Если бы мы поняли, что такое Литургия, мы умерли бы. Только на Небе мы поймем, какое счастье служить Литургию.

Иногда я говорю монсеньору Деви: «Если вы хотите обратить к Богу вашу епархию, то надо сделать святыми всех ваших священников».[24]


В чем проходит жизнь священника?[25]

На свете нет никого несчастнее священника... Как проходит его жизнь? Он все время видит, как оскорбляют Бога, богохульно произносят Его святое имя, нарушают Его заповеди! Только это видит и слышит священник. Он все время чувствует себя как св. Петр в претории Пилата: на его глазах наш Господь подвергается оскорблениям, насмешкам, издевательствам... Одни плюют Ему в лицо, другие дают пощечины, бьют Его, с размаха, а еще другие налагают на него терновый венец... Толкают Его, валят на землю, попирают ногами, распинают и пронзают Ему сердце.

Ах если бы я знал, что такое быть священником, то вместо того, чтобы идти в семинарию, я бы поскорее скрылся у Траппистов...[26]

Если пастырь молчит, когда видит, как оскорбляют Бога и как заблуждаются души – горе ему! Если он не хочет быть осужденным, то при виде беспорядков в своем приходе он должен, не колеблясь, пренебречь мнением окружающих и боязнью вызвать презрение и даже ненависть со стороны своих прихожан. И, если бы он был уверен, что его убьют, как только он сойдет с амвона, то и это не должно было бы остановить его. Увы! Б.М., сколько священников хотели бы на Страшном Суде не быть священниками, а только простыми мирянами!..




24 Монсеньор Деви был епископом в Белле (епархия, к которой принадлежал Арс); он умер на несколько лет раньше Арсского пастыря.

25 Выдержка из другого урока катехизиса.

26 Орден Траппистов (основанный в XII веке) с очень строгим монашеским уставом.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД