Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Показные христиане

Они выходят из церкви такими же бедными, как и вошли.


Что мы делаем, когда долг призывает нас в святой храм?[2]

Иной раз можно подумать, что мы преступники, ведомые на суд, где будем осуждены на страшную казнь, а не христиане, движимые одной любовью к Богу. О, как мы слепы, братья мои, что не ценим небесные блага, а стремимся к мирским вещам!..

Не поступает ли так большинство из нас? Да, когда вас зовут в церковь, где вам подают благодать Божию, не проявляете ли вы медлительность, безразличие, гложущие вас отвращение, свойственную почти всем рассеянность? Скажите, много ли бывает народу в церкви в начале службы?

– Мы заняты, – скажете вы мне.

– Что же, друзья мои, я больше поверил бы вам, если бы вы сказали, что у вас нет ни веры, ни любви к Богу, ни желания спасти свою несчастную душу... Идя из дома в церковь, вы говорите только о мирских делах. Девушки, собравшись в своем кругу, говорят только о нарядах, красоте и тому подобном. Молодые люди – об играх, развлечениях или еще худшем.

Отцы семейств или хозяева говорят о своем имуществе, купле и продаже... Сколько грехов совершается при таком расположении духа... Сколько людей больше грешат по воскресеньям, чем в течение всей недели!


Как нужно праздновать воскресенье?

Видите ли, дети мои, в воскресенье можно многое приобрести; можно обогатиться для Царства Небесного, ибо воскресенье – день благодатный и благословенный. Его можно сравнить с одним из очень богатых наших земляков: всякий раз, когда приходской священник навещал его, он открывал ему свой сундук и предлагал взять, сколько тот хочет, на бедных. По воскресеньям Господь Бог открывает нам Свою сокровищницу: мы можем черпать из нее, сколько хотим.

Увы, есть такие несчастные христиане, которые в этот день многого лишаются, потому что не празднуют по христиански дня Господня. Некоторые даже работают...[3]

Другие приходят на обедню, но как только войдут в церковь, им уже хочется уйти. Они приходят в церковь, потому что это воскресный день, потому что другие люди идут в церковь; а если бы не было воскресенья, то их бы не увидели в церкви. Они движимы не верой, а привычкой.

Нужно было бы каждый раз готовиться к Литургии...: испытывать свою совесть, ибо для того, чтобы достойно присутствовать на Литургии, нужно быть духовно подготовленным.


А как они готовятся к Литургии?

Когда они должны предстать перед сильным мира сего, они обдумывают, что им сказать, боясь ошибиться. Приходя на Литургию, они таких предосторожностей не предпринимают; идут они в церковь разговаривая, препираясь, как будто собрались в кабачок или на танцы; приходят с рассеянным умом, болтая даже на пороге церкви; прикасаются к святой воде[4] смеясь... и даже не становятся как следует на колени.

Сколько людей, присутствующих в церкви как будто только чтобы оскорблять Бога! Они занимаются тысячью дел, постоянно отвлекаются... А на престоле Сам Христос, протягивает Свои руки, исполненные благодати, и не знает кому ее дать. Он как будто говорит им: «Просите же Меня, и Я исполню ваше прошение». А они, несмотря на такое богатство благодати, выходят из церкви такими же бедными, как и вошли, потому что пришли туда без определенной цели, потому что не высказали определенной просьбы, не приняли никакого твердого решения. Правда, они говорят: «Я надеюсь на Бога, я готов покаяться». Конечно, надеяться надо всегда, ибо отчаяние – величайший грех. Но не следует откладывать покаяние со дня на день; желание исправиться должно быть искренним и действенным.

Вспомните, дети мои, пример, который я так часто вам приводил – трех охотников. Один из них утром был на Литургии. Налетела буря, ударил гром; молния поразила первого и убила второго; третий тоже должен был погибнуть, но вдруг услыхал голос, произнесший: «Et verbum caro factum est».[5] – А он был утром на Литургии. Благодаря своему посещению Литургии, он был под особой защитой Бога и избежал смерти.

Непочитание воскресенья ведет к религиозному безразличию, к потере веры и к дурной смерти.


Как нужно присутствовать на воскресной Литургии?

Есть три рода людей, посещающих воскресную Литургию: первые находятся в благодатном состоянии; их меньше всего. Вторые приходят молиться о своем обращении. Третьи приходят на Литургию в греховном состоянии, не имея желания покаяться.

Видите ли, дети мои, я иногда представляю себе человека с чистым сердцем, пришедшего в церковь; Господь Бог смотрит на него с улыбкой, лаской и милосердием; Он радуется приходу таких людей. Затем приходят люди с сокрушенным сердцем, чтобы получить духовное обновление; на них Он смотрит с состраданием и добротой. А остальные, о!.. они в своем сердце вновь распинают Иисуса Христа, пригвождают Его ко кресту: так они присутствуют на обедне. Остальную же часть дня они проводят в дурном обществе... и, может быть, делают по воскресеньям больше зла, чем за всю неделю; смогут ли они с надеждой предстать перед Господом Богом, когда наступит этому время?.. Тогда они увидят все зло, сотворенное ими, и придут в отчаяние.

Вспомните, дети мои, святого Арсения. Проведя много лет в пустыне и чувствуя приближение конца, он трепетал при мысли о суде Божием; лежа на досках, он так трясся, что его ложе тоже дрожало. Братья спросили его, как он может еще трепетать после того, как оставил жизнь при дворе, богатство и почести, чтобы похоронить себя в уединении. «Ах! – ответил он, – я знаю, что согрешил, но не знаю, получил ли прощение!»

Видите, дети мои, величайшие святые трепетали при мысли о суде Божием. Что же будет с оскверняющими дни Господни и с теми грешниками, чья жизнь была скоплением беззаконий и рассадником грехов?

Ах! пользуйтесь воскресеньем, чтобы исправить свою жизнь и достичь такого состояния, чтобы в нем можно было предстать на Суд Божий.


А что делать тем, кто лишен возможности присутствовать на литургии, например, потому что должен нянчить детей?

Такие люди должны в ту минуту, когда по их расчету начинается обедня, стать на колени и прочесть все молитвы обедни, как если бы они на ней присутствовали, и молиться все время, пока длится богослужение.

Если же дети очень малы и мешают этому, то нужно прочесть молитвы до ухода других домочадцев в церковь, а во время обедни мысленно быть со священником и верующими. Как только ребенок начинает говорить, нужно его научить молиться, чтобы заменить молитвой присутствие на Литургии. «Отче наш» и «Радуйся, Мария...», прочитанные ребенком, угоднее Богу, чем шестьдесят молитв, прочитанных грешником. Молитва ребенка призывает благословение Божие на всю семью. Не научив детей молиться, мы лишаем Господа Бога великой славы.

Дети мои, нужно также с большим вниманием слушать Слово Божие. На священника, стоящего перед престолом или проповедующего, нужно смотреть, как на самого Бога; он занимает место Бога.

Сколько показных христиан во время проповеди священника поудобнее устраиваются на стуле, чтобы поспать, или смеются, разговаривают, насмехаются! В наших приходах, может быть, это и редко встречается, но в городах люди просто выходят из церкви, если проповедник недостаточно красиво говорит. Бывают и такие, которые читают или листают свой молитвенник в присутствии проповедника: это оскорбление Богу. Ведь священник – Его представитель и посланник.




2 Большинство вопросов принадлежит самому Арсскому пастырю, некоторые были добавлены. В тетрадях, посвященных урокам катехизиса, вопросы не всегда отделены от самого текста.

3 Арсский пастырь говорит здесь о своих прихожанах, которые занимаются сельскохозяйственными работами в день Господень.

4 В католических церквах на Западе принято, при входе в храм, окунуть конец пальцев в святую воду и перекреститься.

5 «И Слово стало плотию» (Ин 1. 14).



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД