Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Христиане с открытыми глазами9

Нужно углубиться в себя, чтобы проверить себя при помощи светильника и весов.


Что нужно делать, чтобы испытать себя самого, то есть, чтобы исповедь наша заслужила нам прощение?

Нужно изъять свое сердце и свой дух из всех мирских дел; я хочу сказать, что не нужно думать ни о своей торговле, ни о своем хозяйстве, а с некоторым ужасом и возмущением углубиться в свое сердце, держа в одной руке светильник, а в другой весы, чтобы тщательно и строго исследовать количество и все обстоятельства наших грехов и взвесить их вред.

Но мы сами – тьма и не способны проникнуть в свою душу. Поэтому мы должны с глубоким смирением и верой обратиться к Богу. Мы должны горячо молиться о просвещении Духом Святым, будучи движимы живой верой, которая может тронуть сердце Божие и привлечь к нам Его милосердие.

Подобно тому, как часовщик, вооруженный лупой, различает малейшие колесики часов, так и мы, просветленные Святым Духом, можем различить все подробности нашей жалкой жизни. И тогда малейший грех вызовет наш ужас.

Оставшись наедине с Богом, у Которого мы просили Его света, следует испытать свою совесть и вспомнить все свои грехи. Пересмотрите заповеди Божии и заповеди Церкви, а также смертные грехи; вспомните, как и каким образом вы согрешили против этих заповедей.


Первая заповедь

Молитва освобождает нашу душу от привязанности к материальному; она возносит ее, как огонь, раздувающий воздушный шар. Тот, кто не молится, склоняется к земле, как крот, ищущий нору, чтобы спрятаться. Это люди совсем земные, совсем отупевшие (ко всему духовному), думающие лишь о вещах преходящих.

Люди неверующие более слепы, чем незрячие... Мы в этом мире, как в тумане; но вера – ветер, рассеивающий этот туман и позволяющий прекрасному солнцу освещать нашу душу.

Бывает, что люди теряют веру и отдают себе отчет в существовании ада, только уже попав в него.

Отчаяние – величайший из всех наших грехов; наши грехи подобны песчинкам по сравнению с огромной горой Божественного милосердия.

А любовь? Посмотрите, как счастлив добрый христианин, любящий Бога и ближнего – когда человек любит Бога, то он любит и ближнего! Какой мир в его душе! Любовь к Богу, дети мои, это рай на земле. Любовь к ближним так прекрасна! Ее источник – сердце Христа, Который и есть сама любовь.


Вторая заповедь

Богохульство – своего рода святотатство, ибо человек, проклиная Творца, пользуясь своим языком, посвященным Господу Богу при крещении, орошенным пресвятой Кровью Иисуса Христа, языком, принимающим Святые Дары. Этот грех заставляет становиться дыбом волосы всякого человека, не до конца потерявшего веру.


Третья заповедь

Когда я вижу, что люди насмехаются над воскресеньем, я думаю о том, что они увлекают свою душу в ад.

Я знаю два верных способа обеднеть: работать по воскресеньям и присваивать чужую собственность. Воскресенье принадлежит Господу Богу: это Его день, день Господень. По какому праву вы касаетесь того, что вам не принадлежит?

Те, кто с легкостью пропускают воскресную Литургию, почти всегда погибают жалким образом... Вера покидает их сердце; живут они так, как будто у них нет души, нуждающейся в спасении, и таким образом они вдвойне несчастны.


Четвертая заповедь

Если бы эту заповедь исполняли, то небо спустилось бы на землю, потому что на ней царили бы мир и счастье; каждая семья стала бы маленьким раем, благодаря уважению и любви детей к родителям.

Родители, если ваши дети погубят свою душу в вашей семье, то и вы погибнете... Взгляните на отцов и матерей, изрыгающих ругань на своих детей в течение всего дня... Увы, эти несчастные не видят, что они призывают проклятие на своих несчастных детей и изгоняют Святого Духа из их сердец, приучая их так же лгать...

Не жалуетесь ли вы каждый день на своих детей? Не жалуетесь ли вы на то, что не можете с ними справиться? Все это правда... Скажите мне, не должны ли вы всеми силами стараться, чтобы ваши дети избежали зла, которое вы делали сами, если бы вы были людьми религиозными и любили их?.. Увы! Если в наши дни молодой человек и девушка хотят основать семью, то они обязательно отказываются от всеблагого Бога... Нет, не будем говорить о подробностях; приходите снова в воскресенье, отцы и матери, пока дети ваши будут стеречь дом, и мы поговорим еще...

А вы, несчастные дети, увы!.. Как ваш духовный отец, я вам советую: когда вы видите, что ваши родители не ходят на богослужения, работают по воскресеньям, едят скоромное в постные дни, не принимают таинств, не просвещаются... – поступайте как раз наоборот, чтобы ваш добрый пример спас их от них самих, и если вы достигните этого счастья, вы всего достигните.


Пятая заповедь

О сколько духовных убийств совершается дурными советами и дурными примерами! Так, например, кто-нибудь споет скверную песню, ее услышат несколько человек... для всех она будет отравой. Всех этих людей вы духовно убиваете.


Шестая и девятая заповеди

Увы, дети мои, как мало известна в мире чистота, как мы ее мало ценим, как мало стараемся ее сохранить, как мало в нас усердия, чтобы просить о ней Бога, а просить о ней надо, ибо мы не можем обрести ее сами.

Нет, братья мои, ее не знают развратники, которые барахтаются и тонут в тине своих мерзостей... Нет, братья мои, эта прекрасная добродетель не знакома человеку, чьи уста служат аду, который через них пользуется нечистотами земли и питается ими, как хлебом насущным... Нет, ее не знают эти молодые люди, чьи глаза и руки осквернены нечистыми вожделениями... О Боже, сколько душ этот грех увлекает в ад!.. Нет, чистоты не знают эти светские испорченные девушки, которые всякими хитростями и уловками стараются привлечь на себя внимание света...

Чистая душа, дети мои, подобна прекрасной розе и Божественная Троица нисходит с Неба, чтобы вдохнуть ее аромат.


Седьмая и десятая заповеди

Если не совершится чуда под действием благодати, человек, приобретший что-нибудь мошенничеством или «ловкостью», почти никогда не раскается, настолько этот грех ослепляет совершившего его. А приобретенное таким образом имущество не только не принесет ему пользы, но и будет причиной потери его законного имущества.


Восьмая заповедь

Ложь. – Сколько есть видов лжи? А вот сколько, братья мои, слушайте внимательно. Лгут, во-первых, из гордости, когда преувеличивают то, что сказали или сделали; во-вторых, чтобы нанести вред ближнему, дурно отзываясь о нем самом или о его товаре, или говоря неправду из мести; в-третьих, чтобы доставить удовольствие своему ближнему, что бывает, когда мы скрываем некоторые недостатки, на которые следовало бы указать... когда нас вызывают в суд, а мы говорим неправду; в-четвертых, мы лжем, чтобы продать подороже или купить подешевле; в-пятых, мы лжем, чтобы «подшутить» над кем-нибудь или рассмешить; в шестых, мы лжем на исповеди.

Злословие. – Язык злословящего человека или клеветника подобен червю, портящему добрые плоды; это гусеница, пачкающая прекраснейшие цветы, оставляя на них след своей слизи. Вы злословили, клеветали? Подобно тому, как вор возвращает украденное, восстановите добрую репутацию вашего ближнего, которую он из-за вас потерял и исповедайтесь; иначе вы будете осуждены.


О посте и присутствии на Литургии

Говенье перед Светлым Праздником. – Почему Церковь установила его? В предпасхальные дни Господь как бы удваивает Свое милосердие, пробуждая нашу совесть, чтобы мы отошли от греха.

Если я спрошу ребенка, каков грех человека, не говеющего на Пасху, то он мне просто ответит, что это смертный грех. А если я ему скажу: а сколько смертных грехов нужно совершить, чтобы быть осужденным? – то он ответит: если умереть без покаяния, то достаточно одного единственного. Ну, что же вы скажете на это, друг мой?.. Вы, значит, будете осуждены, если не будете говеть на Пасху? Ведь вам это все равно, не правда ли?

Литургия. – Последите в течение дня за теми полухристианами, которые считают воскресенье лишь днем отдыха и развлечений... У них всегда находится какое-нибудь дело, прежде чем идти на Литургию... Если они по дороге встретят приятеля, то охотно поведут его к себе, а к обедне пойдут в другой раз. Однако так как они еще хотят казаться христианами, то они иногда ходят к обедне, но со смертельной скукой и тоской. Вот о чем они думают: «Боже мой, когда же это кончится!» В церкви можно видеть, как они вертят головой из стороны в сторону, особенно во время проповеди, спрашивают у соседа, который час; иные зевают и разваливаются на стуле, перелистывая молитвенник... Они выглядят грустными и унылыми, но как только служба кончается, и часто даже прежде, чем священник сойдет со ступеней алтаря, они первыми стараются протиснуться к выходу...


Тяжелые грехи

Зависть. – Я хочу вам объяснить, что за грех зависть. Св. Фома Аквинат называет этот проклятый грех смертельным унынием и горем, которые мы испытываем в своем сердце при виде милостей, изливаемых Богом на нашего ближнего. И еще, – говорит он, – это злая радость, которую мы ощущаем, когда наш ближний лишается чего-нибудь или впадает в немилость. Я уверен, Б.М., что это простое изложение уже даст вам почувствовать, как отвратителен этот грех не только для Бога, но и для всякого человека, не подверженного ему. Он скрывает одновременно трусость, жестокость и тайное коварство.

Гордость, скупость, гнев и т.д. – Скупой, собирающий себе сокровище и готовый пожертвовать здоровьем, репутацией и даже жизнью для денег... несомненно оскорбляет Провидение. Пьяница, напивающийся до потери рассудка и становящийся хуже животного, тоже жестоко оскорбляет Бога... Злопамятный человек, мстящий за полученное им оскорбление, наносит кровное оскорбление Иисусу Христу... Развратник, погружающийся в тину своих страстей, становится хуже свиней, губит свою душу и распинает своего Бога; из храма Духа Святого он делает бесовский храм... Ужас этих преступлений нельзя выразить никакими словами. Так вот я скажу вам, что всем этим грехам еще так же далеко до гордости, как небу до земли... Этот проклятый грех гордости проникает в самые скромные занятия. Горные пастушки и свинопасы не лишены его.


О чем еще надо вам сказать?

Подумайте о ваших обязанностях, о том, как вы их исполняете: отметьте старательно и не спеша, в чем вы отклонились от них в мыслях и действиях, каковы ваши упущения. Чтобы вам это было легче, рассмотрите свои обычные занятия, в какие места вы ходите, с кем встречаетесь...

Я говорю, что надо рассмотреть не только те случаи, когда вы творили зло, но и когда вы упустили случаи сделать добро: это грехи упущения; почти никто о них не думает. Например: имея возможность подать милостыню, подали ли вы ее? Имея возможность пойти к обедне в будний день, не пропустили ли вы ее? Будучи в состоянии оказать услугу своему ближнему, не отказали ли вы ему? Служили ли вы добрым примером вашим детям, вашим подчиненным? Видели ли они, что вы не пошли к обедне, забыли помолиться? Стараетесь ли вы избегать случаев грешить, как то танцев, кабака... Стараетесь ли вы быть угодными Богу?


А сколько на это нужно времени?

Тем, кто исповедуется редко, нужно, несомненно, больше времени, чем тем, кто исповедуется часто. Как усердно и как тщательно это нужно делать? Так же, как бы вы это делали, желая успешно завершить дело, неудача которого была бы большим для вас несчастьем...

Да, Б.М., когда вы собираетесь приступить к таинству покаяния, этим нужно заняться так же усердно и с такой же строгостью, с какой Иисус Христос будет испытывать вас в день Страшного Суда.




9 Урок об испытании совести не был преподан в такой форме Арсским пастырем; он состоит из нескольких катехизических отрывков, изложенных им устно или письменно.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД