Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Христиане с добрым сердцем

Доброго христианина, дети мои, можно сравнить с голубем – он всех любит.


Как любить своего ближнего?

Мы должны любить своего ближнего, как самих себя. Послушайте, что случилось однажды.

Бедная женщина, сын которой был схвачен и продан в рабство варварами, пришла к священнику, чтобы поделиться с ним своим горем. Не имея возможности выкупить юношу, добрый миссионер был очень смущен. Но подумав, он сказал несчастной матери: «Я заменю вашего сына: продайте меня, чтобы его выкупить». Сначала она не соглашалась, но потом поддалась настойчивым убеждениям миссионера. Сын вернулся к матери, а миссионер стал рабом варваров, не скупившихся на жестокое обращение.

Этот священник обладал совершенной любовью: он предпочел своего ближнего самому себе.

А мы, напротив, досадуем, видя счастье других. Люди мстят за все, порочат доброе имя, завидуют, огорчаются, слыша хороший отзыв о другом. Если кто-нибудь хвалит вашего друга и не говорит ничего о вас, то вам досадно; вам даже иногда бывает неприятно, что кто-нибудь добродетельнее вас, потому что вы думаете, что его будут больше уважать и любить. Видя, что кто-нибудь покаялся и быстро достигает совершенства, вы огорчаетесь. Если его хвалят, вам бывает обидно и вы говорите: О, он не всегда был таким, прежде он был таким же, как и все прочие, и поступал так-то и так-то.

Добрый христианин не таков, дети мои. Его сравнивают с голубем, потому что нет в нем озлобленности; он всех любит; добрых за то, что они добры, а злых из сострадания и потому, что видит в них души, искупленные Кровью Иисуса Христа. Он молится за этих грешников и говорит: «Боже! Не дай этим душам погибнуть!» Так достигают Царства Небесного, увлекая туда других.

А те, кто о себе высокого мнения, потому что они соблюдают кое-какие благочестивые обряды, а на самом деле полны ненависти, зависти, окажутся очень обездоленными в день Страшного Суда.

Мы должны ненавидеть только диавола, грех и самих себя. Нужно иметь любовь, какой обладал блаженный Августин, очень радовавшийся всякий раз, когда видел добродетельного человека: «Вот, наконец, человек, – говорил он себе, – который возмещает благому Господу за мою малую любовь!»


А наши враги, дети мои?

Мы любим тех, кто нам делает добро, кто обладает качествами... Не в этом заслуга, но в том, чтобы любить своих врагов.

Если бы мы начали всячески умерщвлять свою плоть и творить добрые дела, но не любили бы причиняющих нам зло, то мы еще не стали бы добрыми христианами. При малейшем зле, которое вам причиняют, вы раздражаетесь; следовательно, вы не можете сказать, что любите благого Бога. Вы говорите: «Но я ни в чем не виноват, я этого не заслуживаю...» Вы не заслуживаете этого за данный поступок, которого вы, может быть, и не совершили, но заслуживаете за другие грехи, и должны благодарить Бога, что Он позволит вам их искупить.

Если мы хотим, чтобы Бог нас простил, то надо прощать нашим врагам. Вот пример, доказывающий эту истину: один знатный человек[11] встретил в лесу убийцу своего брата, которому он давно собирался отомстить. Увидев его, он выхватил свой меч; но тот упал на колени и сказал ему: «Ради Господа Бога, простите меня!» Услыхав имя Божие, он не смог нанести удара и, вложив меч в ножны, сказал: «Я тебя прощаю». На следующий день он пошел в церковь и сказал благому Богу: «Прости и Ты меня, раз я простил...» И находившееся там большое распятие наклонило главу в знак согласия.


Почему нужно всем прощать?

Господи, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Благой Бог простит только тех, кто простит своих врагов. Некоторые глупцы не говорят этой части молитвы Господней, как будто Бог не видит глубины их сердец, а обращает только внимание на движение нашего языка!

Святые не знают ни ненависти, ни озлобленности; они все прощают и всегда считают, что заслуживают еще худшего за оскорбления, нанесенные ими благому Богу. Плохие же христиане мстительны. Если мы ненавидим ближнего своего, Бог обращает эту ненависть на нас же самих: эта стрела всегда направлена против нас.

Я как-то сказал одному человеку: «Почему вы не желаете больше встречаться с этим человеком? Разве вы не хотите войти в Царство Небесное?» – «Конечно, хочу, но постараюсь там быть подальше от него, чтобы мы не видели друг друга». Об этом им не придется заботиться, дети мои, ибо врата небесные закрыты для ненависти. В Царстве Небесном нет злопамятности; поэтому кроткие и смиренные сердцем, принимая оскорбление и клевету с радостью или равнодушием, начинают уже здесь, на земле, наслаждаться райским блаженством.

Злопамятные, напротив, несчастны; на лице их видна забота, а глаза как будто сверлят вас...

Один монах, прожив обычную жизнь без особых подвигов, был тем не менее спокоен на смертном одре. Игумену, удивленному этим, он ответил: «Я всегда забывал все оскорбления, нанесенные мне; я прощал от всего сердца; уповаю, что и благой Бог простит меня».

Для победы над диаволом, внушающих нам чувство ненависти против причиняющих нам зло, надо сразу же молится об их раскаянии, чтобы зло обратилось в добро.


А что можно делать, чтобы выразить свою любовь к усопшим и грешникам?

Смотрите-ка! Как раз сегодня во время обедни я думал о том, помогут ли нам молитвы, которые будут возносить за нас после нашей смерти... Как должны жалеть осужденные о том, что молитвы за них не приносят им никакой пользы! Однако, дети мои, за родителей всегда нужно молиться, даже если вы сомневаетесь в их спасении, потому что молитвы наши никогда не пропадают. Их распределяет ангел. Если душа, за которую вы молитесь, находится в Царстве Небесном или в аду, то тогда молитвы помогут другим душам наших родных или друзей.

Нужно много молиться за несчастные души, потому что каким чистым надо быть, чтобы войти в Царство Небесное! Чистилище – лечебница благого Бога. Там проходят карантин, подобно тому, как прежде заставляли отбывать карантин прибывавших из зачумленных мест, прежде чем впустить их в другой город.

Богу очень угодны молитвы об обращении грешников, чтобы смерть и страдания Господа не были для них напрасны. Ничто так не удручает сердце Христа, как то, что Его страдания оказались напрасными для столь многих людей. Это вот и есть самая лучшая молитва, ибо люди праведные могут остаться верными, души, находящиеся в чистилище, войдут в Царство Небесное; но что будет с несчастными грешниками, которые никогда не молятся, если никто не будет за них молиться? Некоторые из них не решаются покаяться: а было бы достаточно одного «Отче наш» или «Радуйся, Мария...», чтобы они решились. Сколько душ вы можете обратить к Богу своими молитвами!

Нередко на злых гневаются, осуждают их. Вместо того, чтобы столько говорить, лучше было бы помолиться. Св. Кузий сердился на одного язычника и на одного христианина: на первого потому, что он совратил христианина, а на второго потому, что тот был настолько слабым, что дал себя совратить. Святому приснился сон, в котором он увидел христианина, обвитого змеями и падающего в пропасть. Святой Кузий этому обрадовался. Но тут он увидел, что Господь в сопровождении ангела спешит к несчастному, протягивает ему руку и избавляет его от змей. Господь сказал святому: «Где твоя любовь к ближнему? Если бы ты увидел, что твой брат падает в пропасть, неужели ты бы его подтолкнул?» К грешнику надо чувствовать сострадание, а не досадовать на него.




11 Речь идет о святом Иоанне Гуальбер.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД