Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Хлеб, дающий счастье христианину12

Наше сердце должно было бы исходить любовью.


Знаете ли вы, что такое пища души?

Когда Бог пожелал дать пищу нашей душе, чтобы поддержать ее в ее жизненном странствовании, Он обратил Свои взоры на землю, но не найдя там ничего достойного нашей души, решил отдать ей Самого Себя. О душа моя, как ты прекрасна, как ты велика, если только Бог может стать твоей пищей!

Когда благовест призывает нас в церковь, то на вопрос: «Куда вы идете?» – вы могли бы ответить: «Иду питать свою душу». Если бы вас спросили, указывая на дарохранительницу: «Что это за золотые дверцы? – Это кладовая моей души. – А кто готовит пищу? – Священник. – Кто прислуживает за столом? – Священник. – А что это за пища? – Пресвятое Тело и Пресвятая Кровь Господа Бога». О Боже мой, как Ты нас любишь! Говорят: «Хлеб ангельский». Действительно, это хлеб ангелов, ибо они полностью наслаждаются им; но человек становится одно с Богом...

О блаженное существование! Питаться Богом! Магдалина и Лазарь имели счастье принимать божественного Спасителя в своем доме; но Он находился только возле них, а мы уносим Его с собой в своем сердце всякий раз, когда этого хотим. После святого Причащения мы храним Святые Дары в течение четверти часа. О блаженный миг! Уже не мы, но Сам Иисус Христос молится, живет и действует в нас; ангелы завидуют нашему счастью. Однажды, когда св. Иоанн из Авилы причащал св. Терезу, она испытала прилив такой любви к Богу, что упала как подкошенная.

О человек, как ты велик! Ты питаешься и утоляешь жажду Богом! Какое блаженство – жить в единении с Богом! Это небо на земле! Нет больше ни страданий, ни бремени креста, когда вы имеете счастье принять Господа Бога. В течение нескольких мгновений вы чувствуете в сердце наслаждение, тесное единство и безграничное блаженство, охватывающее все ваше существо. А чистые души всегда таковы. Именно в этом единении они обретают силу и счастье. А те, кто ничего не чувствует, поистине достойны сожаления.


Что нужно, чтобы испытать это счастье?

Думаем ли мы об этом счастье, дети мои? Ах, если бы мы о нем как следует думали, как бы мы торопились напитать свою душу Богом, и как бы мы старались стать достойными этого!

Питать свою душу Богом!.. Как это прекрасно! Как это величественно!.. О, как счастлив человек! О дети мои, как чувствовал бы свое счастье человек, если бы у него была вера... истинная живая вера... Моя душа, приступая к святому причастию, соединяется с Богом, Богом любви, Богом, для Коего радость пребывать с сынами человеческими... с тем Богом, Которым обладают ангелы и святые в Царстве Небесном, погружаясь в Его любовь и безграничность!

Ах, дети мои, если бы мы принимали святую Евхаристию с чистой душой, какую бы мы испытывали сладость! Как соединился бы с нами Господь Бог, как наполнил бы Он нас Своей жизнью и любовью, какое Он дал бы нам испытать блаженство!

Если душа чиста во время причащения, божественная Евхаристия изливает на нее такое сладчайшее миро, что она вся проникается им, подобно тому, как тонкий ароматный елей распространяется по ткани, пронизывая все до последней ниточки, до самого края, так святая Евхаристия передается нам, когда наша душа чиста; она разливается по ней и пронизывает ее, но только чистую душу, воспламененную любовью, испытывающую блаженство при соединении с Богом и от питания Им... Но сколько людей, дети мои, не чувствуют ничего этого, потому что они недостаточно чисты, потому что причащаются без рвения и со всякими несовершенствами. Святая Евхаристия не дает им этого счастья потому, что они сами препятствуют ему. Они подобны бумаге, на которую кладут холодный сургуч – он не может проникнуть в нее.[13]

Но если бы души любили благого Бога, то святое причастие проникало бы в них; подобно тому, как сургуч, растопленный жаром пламени, пронизывает бумагу... О как прекрасно, как приятно, как утешительно соединение Бога с нашей душой в святом причащении! О, как велик становится тогда человек, какое он вкушает счастье, какое испытывает утешение!


Следует ли часто причащаться? Что такое духовное причастие?

Все молитвы обедни – подготовка к святому причащению. Вся жизнь христианина должна быть подготовкой и благодарением. Причащаясь, вы больше прославляете Бога, чем жертвуя сто тысяч франков нищим. Иногда говорят: «Но я недостоин причащаться...» Что за глупость! Ну конечно же, вы недостойны этого; Пресвятая Дева была недостойна принять Бога, и ни одна тварь не может быть достойной этого. Но так как Бог нисходит к нашему ничтожеству, мы должны приложить все старания, чтобы заслужить ежедневное причастие.

Как нам должно быть стыдно, когда мы видим, что другие приступают к причастию, а мы остаемся на своем месте! Как счастлив тот ангел хранитель, который ведет прекрасную душу к Трапезе Господней! В ранней Церкви все причащались во время каждой обедни. Когда христиане охладели, ежедневное причастие заменили раздачей антидора: это одновременно и утешение и унижение.

Если мы лишены причащения, постараемся его заменить, насколько возможно, хотя бы причащением в духе. Это возможно в любое мгновение, ибо мы всегда должны горячо желать принять благого Бога. Причащение в духе подобно действию мехов на угасающий огонь: если осталось много углей, мехи огонь раздувают. Когда после причащения мы чувствуем, что любовь к Богу слабеет, обратимся поскорее к причащению в духе!

Если мы не можем пойти в церковь, повернем в сторону, где она находится. Ночью прочитайте пять раз «Отче наш» и «Радуйся, Мария...», чтобы получить причащение в духе. Мы можем принимать Господа Бога только раз в день; горящая любовью душа восполняет это желанием принимать Его постоянно.

Есть люди, не стремящиеся принимать Господа Бога; они с безразличием приступают ко святому причащению, без благоговения и сосредоточенности, как бы по привычке. Однажды во время обедни одна святая так желала принять Господа, что Господь Бог опередил священника и святое Причастие само легло ей на язык.

Послушайте, дети мои, что произошло со мной. Однажды я причащал верующих; причащалась девушка; она так ревностно желала принять Господа Бога, что святое Причастие выскользнуло у меня из рук и само легло ей на язык.

Когда Пресвятая Дева отдала Господа Превечному Отцу руками праведного Симеона, сердце святого старца исполнилось благодатью благодаря заслуге этой первой жертвы. А какова должна была бы быть наша любовь, если мы каждый день присутствуем при достойной поклонения жертве, приносимой на алтаре, питаемся Самим Богом!

Если бы у нас была вера, при словах священника: «Ecce Agnus Dei» – «Се Агнец Божий» мы были бы охвачены любовью. Наше сердце, охваченное божественной любовью и проникнутое присутствием Божиим, исходило бы любовью.




12 Урок о причащении в найденных тетрадях помечен февралем 1855-го года. Это волнующее, полное счастья и христианской силы объяснение Арсского пастыря нас не удивит, если знать, что в день своей смерти он плакал горячими слезами. «Почему вы плачете?» – спросил ухаживающий за ним монах. – «Грустно причащаться в последний раз», – вздохнул умирающий, всю жизнь черпавший счастье и святость в святой Евхаристии.

13 В те времена письма запечатывались сургучем.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД