Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ


Часть II

Грех и средства бороться с ним

Ах! Дети мои, если бы бедные грешники в аду могли исповедаться!


Грех – это нечто неважное?

И, однажды попав в эту темницу, трудно из нее выбраться!


Почему грешникам нелегко каяться?

Б.М., если мы поймем по настоящему, что значит приступать к Таинствам, то мы будем это делать в расположении ином, чем до сих пор. Правда, большинство людей, скрывая свои грехи, думает, что еще можно будет покаяться в них. Однако если не случится чуда – они погибнут. Если вы хотите знать почему, то это нетрудно объяснить.

Чем дольше мы остаемся в этом ужасном состоянии, приводящим в трепет небо и землю, тем сильнее становится власть диавола над нами, тем более ослабевает в нас благодать Божия, тем больше усиливается страх, в котором мы пребываем и умножаются наши святотатства. Все дальше отходим мы от Бога – и нам уже почти невозможно снова войти в милость Господню. Этому сколько угодно примеров.

Скажите мне, Б.М., можете ли вы надеяться, проживя в святотатствах быть может лет пять, шесть, оскорбляя Господа Бога, что... Дерзнете ли вы надеяться, что Господь пошлет всю Свою благодать, чтобы вы вышли из этого ужасного состояния? Вы, быть может, думаете, что вам, виновным в стольких жестокостях против Христа, стоит лишь сказать: «Я оставлю грех», – и готово дело?

Увы, друг мой, почем вы знаете, что Иисус Христос не обратит против вас угрозу, обращенную Им против Иудеев, и не изречет того же приговора: «Вы не хотите принять милости, которые Я хотел даровать вам; но Я оставлю вас, и вы будете искать Меня и не найдете, и умрете в вашем грехе!» Увы, Б.М., наша бедная душа, попав в когти дьявола, не так легко вырывается из них, как нам это кажется...


Как действует диавол?

Вот, Б.М., как действует диавол, чтобы обмануть нас: когда мы совершаем грех, он нам представляет его как нечто неважное. Он внушает нам мысль, что многие другие грешат больше нашего. Или же, что неважно, будет ли на исповеди грехов немножко больше или немножко меньше.

Но когда грех совершен – тогда совсем не то. Тогда диавол представляет нам его величиной с гору. Он вызывает в нас такой ужас перед ним, что мы не в силах исповедаться в нем. Если мы мучимся, скрывая этот грех, то диавол успокаивает нас, говоря, что мы покаемся в нем на первой же исповеди. Затем он внушает нам, что у нас не хватит на это мужества, что нужно ждать другого раза. Берегитесь, Б.М., труден лишь первый шаг: попав в темницу греха, трудно из нее выбраться.

Вы думаете, может быть: я не верю, что здесь находятся люди, способные скрывать свои грехи, это было бы для них слишком тяжело... Ах! Б.М., я мог бы поклясться, что здесь таких по крайней мере пятеро или шестеро. Их жгут укоры совести и сознание своей греховности; они слышат меня и знают, что это правда. Подождите, Б.М., в день Страшного Суда вы вспомните о том, что я вам сказал сегодня.

Боже мой! Неужели стыд или страх могут удерживать христианина в таком ужасном состоянии? Ах! Друг мой, какую судьбу вы себе готовите! Вы не решаетесь... Вы опасаетесь слишком долгой епитимии? Ах! Друг мой, вам помогут, возьмут на себя ее большую часть. За вас будут молиться, будут плакать о ваших грехах, чтобы низвести на вас в изобилии милосердие Божие! Друг мой, пожалейте свою бедную душу, так дорого стоившую Иисусу Христу!


У вас не было дурного намерения?

Вот так оправдание, друг мой! Тот, кто совершает грех, не имеет намерения потерять благодать, однако он ее теряет; и разве вина его меньше? Конечно нет, ведь он знает, что нельзя совершить такой поступок или сказать такие слова, не впав в смертный грех. Если уж на то пошло, то конечно, все грешники, горящие в аду, не имели намерения погубить свою душу. Меньше ли их вина от этого? Конечно нет: они знали, что погубят себя, живя, как они жили.

Грешник, молящийся без дурного умысла с грехом в сердце своем, не хочет ни смеяться над Иисусом Христом, ни оскорблять Его. Тем не менее, он смеется над Ним, зная, что над Богом смеются, когда говорят Ему: «Господи, я люблю Тебя», а сами любят грех. Или же: «Я покаюсь в моем грехе» а сами и не думают обратиться к Богу.

Не прав ли я, говоря вам, что молитвы грешника – лишь сплетение неправд и противоречий? Это совершенно верно; Сам Дух Святой говорит нам, что молитва грешника, не желающего отойти от своего греха – мерзость в глазах Господа.[14]

Вы кажете: это состояние ужасно и достойно сострадания. Смотрите, до чего грех вас ослепляет! И я скажу вам, не боясь солгать: по крайней мере половина вас, внимающих мне в этой церкви, – такова. Не правда ли, это вас не трогает, или скорее наводит скуку? И время здесь тянется слишком долго? [15]

Вот, друг мой, злосчастная пропасть, к которой грех приводит грешника. Ведь вы знаете, вот уже шесть месяцев, год или больше, как вы в грехе. И что же, ведь вы спокойны? Ну, да, ответите вы мне. И этому легко поверить, потому что грех вас ослепил. Вы не видите в нем ничего особенного, и он так ожесточил ваше сердце, что вы стали бесчувственны. Я даже уверен, что мои слова не заставят вас задуматься. О Боже мой, в какую бездну заводит грех!


В таком случае не следует больше молиться?

Если молитвы нераскаявшегося грешника только оскорбляют Бога, то не лучше ли, чтобы он перестал молиться?

Я не то хотел сказать, говоря, что ваши молитвы только обман. Но вместо того, чтобы говорить: «Боже мой, я люблю Тебя», говорите: «Боже мой, я Тебя не люблю, но помоги мне по-настоящему полюбить тебя». Вместо того, чтобы говорить: «Боже мой, я крайне сожалею о том, что тебя оскорбил», говорите: «Боже мой, я не чувствую никакой скорби о моих грехах, помоги мне должным образом скорбеть о них». Не говорите: «я покаюсь в моих грехах», говорите: «Боже мой, я чувствую привязанность к своим грехам и мне кажется, что я совсем не желаю их оставить; даруй мне благодать ненавидеть их и покаяться в них, так, чтобы я никогда больше не впадал в них!..» [16]




14 Напоминание о тексте святого Писания (вдохновенного Духом Святым): Притч 28. 9: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость».

15 Можно догадаться, что поучение это читалось перед многочисленными паломниками, среди которых было много больших грешников. Впрочем, и арсские прихожане были сами, в первые годы, «закоренелыми грешниками», из-за «тройного греха Арса»: несоблюдение воскресного дня, жажда удовольствий, невежество в области религии.

16 Сокращаем во избежание излишних повторений.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД