Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



21. Поминовение усопших (2-ое ноября)

Души в чистилище[64] поступают, как Авессалом...

Приходит ночь, когда
никто не может делать

(Ин 9. 4)

Таково то жестокое и ужасное состояние, Б.М., в каком сейчас находятся наши родители, родственники и друзья, ушедшие из этого мира, не удовлетворив полностью правосудию Божию. Он осудил их на многие годы на мрачные темницы чистилища, где правосудие Его тяжко гнетет их, пока они не уплатят полностью свой долг. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр 10. 31). Но почему поднялся я сегодня на амвон, Б.М., что мне вам сказать? Ах! Я пришел от имени Бога; я пришел от имени ваших несчастных родителей, чтобы пробудить в вас благодарную любовь, должную им; напомнить вам их доброту и любовь, которую они питали к вам, пока были на земле; я пришел вам сказать, что они горят в огне, что они плачут и громкими криками просят помощи ваших молитв и добрых дел. Мне кажется, что я слышу, как они взывают из глубины пожирающего их пламени: «Ах! Скажите нашим родителям, скажите нашим детям, скажите всем нашим родным, как жестоко мы страдаем. Мы коленопреклонененно просим их молитвенной помощи. Ах! Скажите, что с тех пор, как мы с ними расстались, мы горим здесь в огне! О, кто может остаться безразличным к нашим страданиям?»

Арсский пастырь намеревается изложить 1) силу мук чистилища; 2) способы, при помощи которых мы можем облегчить судьбу душ усопших: молитва, добрые дела и, в особенности, литургическая жертва.

Вот откуда видно, как наши молитвы и добрые дела, а в особенности святая Литургия, могут избавить несчастные души от их мук. А вот и другой пример из истории Церкви, еще более поразительный. Один праведный священник, узнав о смерти друга, которого он сердечно любил во Христе, решил, что самым действенным способом для его избавления от мытарств будет святая литургическая жертва. Начал он службу с большим рвением и скорбью. Освятив Пресвятое Тело Иисуса Христа, он взял Его в руки и, возведя взор к небу, сказал: «Превечный Отче, приношу Тебе Тело и Душу Твоего возлюбленного Сына. Превечный Отче! Прости душу моего друга, страдающую в огне чистилища! Боже мой, упокой моего друга, а я приношу Тебе в жертву Твоего Сына; то, что я Тебе приношу, гораздо драгоценнее того, о чем я прошу». Эта молитва была произнесена с такой горячей верой, что он тут же увидел, как душа его друга, освободившись из чистилища, поднялась на Небо. Рассказывают еще, что один священник, служивший заупокойную Литургию за душу, находящуюся в чистилище, увидел, как эта душа в виде голубя вылетела оттуда и поднялась на Небо. Святая Перпетуя горячо советует молиться за души, находящиеся в чистилище. В видении Бог показал ей ее брата, горящего в огне, хотя он умер в семилетнем возрасте, страдав всю жизнь от рака. Она много молилась и налагала на себя епитимьи для его избавления и видела, как он вознесся на Небо, сияя как ангел. О, Б.М., как счастливы те, у кого есть такие друзья!

По мере того, как эти несчастные души приближаются к Небу, они как будто еще сильнее страдают. Они подобны Авессалому: быв некоторое время в изгнании, он вернулся на родину, но не получил разрешения видеть нежно любимого им отца. Когда ему сказали, что он будет жить вблизи своего отца, но не увидит его, он воскликнул «Как! Я буду видеть окна и сады отца моего, а его самого не увижу? Скажите ему, что прощения его недостаточно; пусть он даст мне радость увидеть его». (Ср. 2 Цар 14). Так и эти несчастные души, видя конец своему изгнанию, чувствуют такой прилив любви к Богу и желание приобщиться к Нему, что это становится как бы непреодолимым. «Господи! – восклицают они, – взгляни на нас милосердным взором, ибо мы уже пришли к концу наших мучений. О! Как счастливы вы, – вопиют они из глубины пожирающего их пламени, – вы еще можете избежать этих мук!» Мне кажется, что я еще слышу души тех, у кого нет ни родных, ни друзей: «Ах! Если у вас осталось хоть немного любви к ближнему, смилуйтесь над нами, уже столько лет покинутыми в пламени, зажженном правосудием Божиим! О! Если бы вы могли почувствовать силу наших мук, вы не оставили бы нас! Боже мой! Неужели никто не умилосердится над нами?»

Несомненно, Б.М., что эти несчастные души ничего не могут сделать для себя, но много могут сделать для нас. Вряд ли есть такой человек, который, помолившись душам, находящимся в чистилище, не получил бы просимого. Это вполне понятно: если святые, находящиеся в Царстве Небесном, заботятся о нашем спасении, не нуждаясь в нас, то тем более души, находящиеся в чистилище, получающие духовные дары в соответствии с нашей святостью. «Не откажи, Господи, в милости этим христианам, – говорят они, – усердно старающимся извлечь нас из пламени!» Может ли мать отказаться просить у Бога милости для детей, которых она любила, молящихся за ее освобождение? Пастырь, заботившийся в течение своей жизни о спасении своих прихожан, будет и в чистилище просить для них милости, в которой они нуждаются для своего спасения. Да, Б.М., всякий раз, когда мы будем просить о какой-нибудь милости, будем с доверием обращаться к этим святым душам, и мы будем уверены, что получим эту милость. Какое счастье, что в почитании душ, находящихся в чистилище, у нас есть столь прекрасный способ обеспечить себе Царство Небесное! Если мы захотим попросить у Господа Бога слез, чтобы оплакивать свои грехи, то должны обратиться к этим душам, столько лет уже оплакивающим свои грехи в пламени чистилища. Если мы захотим попросить у Господа Бога дар постоянства, то мы должны обратиться к ним, знающим всю цену этого дара; ибо только претерпевшие до конца увидят Господа Бога. В болезнях, горестях обратим наши молитвы к чистилищу и мы будем услышаны.

Что же можно заключить из всего этого, Б.М.? А вот что. Несомненно, очень мало избранных не побывали в огне чистилища, а муки, которые там претерпевают, превышают наше представление. Несомненно также, что мы имеем возможность облегчать участь душ, находящихся в чистилище, а именно: нашими молитвами, епитимьей, милостыней, а главное – св. Литургией; и, наконец, мы можем быть уверены в том, что эти любвеобильные души могут приобрести нам во сто крат больше, чем можем им дать мы. Если мы попадем в чистилище, то эти души будут просить у Господа Бога для нас той же милости, какой мы просили у Него для них; ибо они претерпели муки чистилища и знают, как жестоко быть вдали от Бога. Посвятим же несколько мгновений в течение этой седмицы такому полезному делу. Сколько душ войдет в Царство Небесное, благодаря святой Литургии и нашим молитвам!.. Пусть каждый из вас подумает о своих родителях и о всех несчастных душах, забытых в течение многих лет. Да, Б.М., посвятим все свои дела на то, чтобы облегчить их участь. Таким образом мы будем угодны Богу, желающему их освободить, и доставим им счастье присутствия Божия. И вам я желаю того же.[65]




64 Католическая Церковь усвоила название чистилища переходному состоянию искупительных страданий, в котором пребывают души усопших, умерших в состоянии любви к Богу, но не удостоившихся еще созерцания Бога лицом к лицу в райских обителях. Вот что пишет по этому поводу известный православный богослов проф. прот. П. Светлов: «В существенных чертах своих учение православного богословия о загробном промежуточном и неопределенном состоянии душ грешных до всеобщего суда с возможностью улучшения их участи по молитвам живых и особенно силою Божественной Литургии совершенно совпадает с католическим и разнится лишь по форме (представлением о загробных наказаниях).

Католическое учение о загробном состоянии грешных, но верующих душ вполне отвечает представлениям и простого религиозного сознания русского народа, в душе которого сказание о мытарствах пустило глубокие корни. Кроме того, учение о чистилище существовало на Западе в самой глубокой древности, и после Оригена мысль о чистилище с особенной ясностью высказывалась св. Григорием Двоесловом, но оно не служило причиною к розни Церквей» (см. Проф. прот. П. Светлов, «Христианское вероучение», т.1, 1914, стр.195).

65 Примечание. Мы не можем привести здесь проповеди на время между 1-2 ноября и Рождеством. Этих проповедей четыре, на темы: «Страшный Суд» (4-ое воскресенье до Рождества), «Вечные истины» (3-ое воскресенье до Рождества), «Человеческое достоинство» (2-ое воскресенье до Рождества), «Удовлетворение» (последнее воскресенье до Рождества). Они представляют собой долгую подготовку к рождественским праздникам и были внушены проповеднику духовными нуждами прихожан Арса, которых святой пастырь хотел «обратить» и вырвать из когтей «тройного греха Арса» (см. Введение).



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД