Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Ж. М. Вианней, Арсский пастырь

ЧЕМУ УЧИЛ Ж. М. ВИАННЕЙ

ПРОПОВЕДИ И УРОКИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Избранные места


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



3. Второе воскресение Великого поста

Нас будут судить по милостыне, которую мы подавали[14]

Подавайте милостыню,
тогда все будет у вас чисто

(Лук 11. 41)

Милостыня, – говорит Арсский пастырь, – простейшее средство, чтобы удовлетворить суду Божию за грехи. Нищие удовлетворяют ему, перенося терпеливо свою бедность, богатые – делая добро. Он указывает на то, какую силу имеет милостыня перед Богом и как она помогает при смерти.

Во-вторых, мы сказали, что подающие милостыню не будут бояться Страшного Суда. Это будет страшный час: пророк Иоиль называет его днем жатвы Господней, днем возмездия, днем трепета и отчаяния для грешника (Иоиль 2. 2). «Но дабы для вас этот день не был днем отчаяния, а днем утешения, – говорит тот же святой, – подавайте милостыню и вы будете счастливы».

Другой святой говорит: «Чтобы не страшиться Суда, подавайте милостыню и Судья ваш примет вас милостиво». Не следует ли из этого, Б.М., что наше спасение связано с милостыней? Действительно, Иисус Христос, говоря о предстоящем нам Суде, говорит только о милостыне. Он обращается к праведным со следующими словами: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня, в темнице был, и вы посетили Меня. Придите, наследуйте Царство Отца Моего, уготованное вам от создания мира». А грешникам, наоборот, скажет: «Идите от меня, проклятые; ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице и не посетили Меня». Тогда грешники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы не сделали всего этого?» – «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то есть нищих, то не сделали и Мне» (Мф 25). Вот видите, Б.М., нас будут судить по милостыне.

Может быть, это вас удивляет? Э, Б.М., это не трудно понять. Человек, имеющий в душе своей истинную любовь к ближнему, ищущий только Бога и желающий Ему одному угодить, обладает и всеми другими добродетелями в высокой степени совершенства, как это мы сейчас увидим. Конечно, смерть пугает грешников и даже праведников из-за страшного отчета, который им придется давать перед Богом – а Он в этот час будет неумолим. Эта мысль заставляла трепетать св. Иллариона, в течение более семидесяти лет оплакивавшего свои грехи, и св. Арсения, оставившего императорский двор, чтобы провести жизнь между двух скал и оплакивать грехи свои. При мысли о Страшном Суде он так дрожал, что от содрогания его тряслось ложе его. Св. царь Давид при мысли о своих грехах восклицал: «Не помяни, Господи, грехов моих». Святой всем говорил: «Раздайте свое имение нищим и не бойтесь этого страшного для всякого грешника часа». Сам Иисус Христос говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5. 7). И еще: «Как вы поступаете со своим братом, так и с вами поступят» (Мф 7. 2). То есть, если вы смилуетесь над вашим бедным братом, то и Бог смилуется над вами.

В деяниях Апостольских рассказывается, что в Иоппии жила добрая вдова. Когда она умерла, нищие поспешили к апостолу Петру с просьбой ее воскресить. Одни показывали одежды, сшитые для них этой доброй вдовой, другие иное.[15] Апостол Петр прослезился. «Господь слишком добр, чтобы не подать вам того, о чем вы просите». Он приблизился к умершей со словами: «Встань, милостыня твоя дарует тебе вторично жизнь». Она встала, и апостол Петр вернул ее бедным. Не только нищие будут молиться за вас, Б.М., но милостыни ваши будут вам заступницами перед Господом Богом и будут просить милосердия к вам.

В Евангелии сказано, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Но раб бросился к его ногам, говоря: «Государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Господин его, движимый состраданием, отпустил ему все. Выйдя от царя, этот раб встретил своего товарища, который был ему должен сто динариев, и, схватив его за горло, сказал ему: «Верни мне свой долг». Товарищ его умолял его дать ему немного времени и обещал все уплатить, но первый раб не согласился и заключил его в темницу в ожидании уплаты. Разгневанный таким поведением господин сказал ему: «Злой раб, не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф 18).

Вот, Б.М., как поступит Иисус Христос в день суда с теми, кто был добр и милосерд к своим братьям – нищим; это они представлены в лице должника, помилованного самим Иисусом Христом. А тот, кто был жесток и немилосерден к нищим, разделит судьбу того несчастного, которого по повелению господина – то есть Иисуса Христа – связали по рукам и ногам и бросили во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов. Итак, видите, Б.М., – человек милосердный не может быть осужден.

Подавая милостыню нищим, помогая страждущим, мы даем и помогаем самому Иисусу Христу. Если мы отказываем кому-нибудь в помощи, то мы отказываем и Иисусу Христу. Примеры из житий св. Иоанна Креста, св. Мартина и других.

Знаете ли вы, Б.М., почему нам нечего подавать нищим, и почему мы всегда недовольны тем, что имеем? Вам не из чего подать нищим, но есть на что купить имение; вы всегда боитесь, что у вас недостаточно земли. Ах, друг мой, когда у вас над головой будет три или четыре фута земли, то вы будете вполне довольны. Не правда ли, отец, что вам не из чего подавать милостыню, а на покупку земли деньги есть? Признайтесь лучше, что вам все равно, будете ли вы спасены или осуждены – лишь бы ваша алчность была бы удовлетворена. Вы любите расширять свои имения, потому что богатых почитают и уважают, а бедных презирают. Не правда ли, мать, что вам нечего подать нищим, но нужно покупать наряды дочерям – платки с кружевами, воротнички с рюшками, серьги и цепочки.

– Ах! – скажите вы мне, – я ни у кого ничего не требую, а их наряжаю как следует и нечего вам на это сердиться. – Мать моя, я вам об этом сказал лишь мимоходом, чтобы в день Суда вы вспомнили, что вам это было сказано. Конечно, вы ни у кого ничего не просили; но вы тем не менее виновны, настолько же виновны, как если бы вы, встретив по дороге нищего, отняли у него последнюю копейку. – Ах! – скажете вы мне, – если я трачу эти деньги на своих детей, то я знаю, чего мне это стоит. – А я вам скажу, хотя вы с этим и не согласитесь, что вы виновны перед Богом и этого достаточно для вашей гибели. Вы меня спрашиваете, почему? Потому, друг мой, что имущество дано вам Господом Богом лишь на хранение; все, кроме необходимого для вас и вашей семьи, принадлежит нищим. Сколько людей держат деньги под замком, в то время как нищие умирают с голоду! Сколько других несчастных страдает от холода! Не правда ли, друг мой, что вы наемный рабочий и вам не из чего подать милостыню, так как у вас имеется только ваш заработок? Вы все-таки могли бы подавать милостыню, если бы хотели: у вас достаточно денег, чтобы совращать девушек, ходить в кабак и на танцы. – Но мы бедны, – скажете вы мне, – нам еле хватает на жизнь. – Друг мой, если бы вы в день храмового праздника меньше тратили денег, у вас было бы, что подать нищим. Как часто вы ездили в Вильфранш, чтобы поразвлечься без всякой необходимости и как часто в Монмерль и в другие места. Но оставим это, истина слишком явна – это может вас рассердить. Увы, Б.М., если бы святые поступали подобно нам, им тоже не из чего было бы подавать милостыню. Но они знали, как необходима милостыня, и копили, как могли, для этой цели, так что у них всегда был кое-какой запас. Кроме того, Б.М., милосердие проявляется не только деньгами. Вы можете посетить больного, посидеть у него некоторое время, сделать что-нибудь для него, постлать ему постель или приготовить ему лекарство, утешить его в страданиях, почитать ему что-нибудь душеполезное. Однако нужно вам отдать справедливость: вы обычно любите подавать милостыню несчастным, к которым вы чувствуете сострадание. Но, насколько я замечал, мало кто это делает так, что получит за это награду, и вот почему: некоторые подают милостыню, чтобы прослыть добрыми людьми, другие – из сострадания и потому, что их трогает людское несчастие, а иные оттого, что они любят бедных, потому что они добры, потому что окружающие восхваляют их образ жизни; еще другие, может быть потому, что бедняки им оказывают некоторые услуги, или потому, что они надеются на таковые. Так вот, Б.М., все, кто подают милостыню только с таким умыслом, не обладают качествами, необходимыми для достойной милостыни. У некоторых есть излюбленные нищие, которым они готовы отдать все, что имеют, а к другим жестокосердны. Язычники поступают не иначе, Б.М., а они не будут спасены, несмотря на их добрые дела.

Но как же следует подавать милостыню, размышляете вы, чтобы она была достойна воздаяния? А вот, в двух словах, как, Б.М., – слушайте внимательно. Делая добро своим ближним, следует иметь в виду угождение Богу, заповедавшему нам это, – и спасение своей души. Всякий раз, когда милостыня не сопровождается этими мыслями, ваше доброе дело потеряно для Царства Небесного. Потому так мало добрых дел предстанут вместе с нами на суде Божием, что делаем мы только по-человечески. Мы любим, чтобы нас за них благодарили, чтобы о них говорили, чтобы в благодарность за них нам оказывали какие-нибудь услуги. Мы даже любим о них рассказывать, чтобы показать, как мы милосердны. У нас есть предпочтения: есть такие люди, которым мы даем без меры, а другим не хотим ничего давать; более того, мы их презираем.

Берегитесь, Б.М., если вы не хотите или не можете кому-нибудь помочь, не презирайте его, потому что в его лице мы презираем Самого Иисуса Христа. Будем давать охотно то малое, что даем, с намерением угодить Богу и искупить свои грехи. Истинно милосердный человек не имеет предпочтений: он дает как своим врагам, так и друзьям, всем одинаково; и тем и другим с той же радостью и с той же готовностью.[16] Если бы у него и было какое-нибудь предпочтение, то, скорее, по отношению к тем, кто его как-нибудь огорчил. Так поступал св. Франциск Сальский. Бывает, что люди, огорченные теми, кому они когда-то сделали добро, попрекают их этим добром. Но вы ошибаетесь, ибо таким образом вы лишаете себя всякой награды. Поймите хорошенько, что нищий просит во Имя Христово и что вы подаете ему, чтобы угодить Богу и искупить свои грехи. Нищий – орудие, при помощи которого Бог дает вам возможность творить добро. А вот еще одна уловка диавола, чтобы соблазнить многие души: он нам напоминает о наших добрых делах, чтобы мы ими любовались и таким образом лишились награды. Когда диавол нам о них напоминает, надо поскорее отгонять эту мысль, подобно другим дурным помыслам.

Что же можем заключить из всего сказанного, Б.М.? Что милостыня имеет такие достоинства в очах Божиих и настолько вызывает его милосердие к нам, что, по-видимому, обеспечивает наше спасение. Пока мы живы, нужно как можно больше подавать милостыню; мы не обеднеем от этого, так как будем иметь счастье быть угодными Богу и спасти свою душу. Однако милостыню нужно подавать с чистыми намерениями, то есть всецело ради Бога, а не ради мира. Как мы будем счастливы, когда все наши подаяния,[17] совершенные в течение нашей жизни, предстанут вместе с нами на Суде Христовом, чтобы помочь нам войти в Царство Небесное! Этого счастья я и желаю вам.[18]

Две проповеди на 4-е воскресенье Великого Поста написаны на следующие темы: «Смерть грешника» и «Срок обращения». Одна из них не окончена, а другая слишком длина, чтобы быть здесь приведенной.




14 Рукопись этой проповеди о милостыне можно видеть в доме пастыря Арсского, в драгоценном обрамлении.

15 Согласно Деяниям (9.38), апостол Петр находился в городе Лидде, неподалеку от Иоппии, когда ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Апостол Петр последовал за ними; тогда ему показали одежду, сшитую Тавифой и он воскресил эту благодетельницу нищих.

16 Это значит, что не следует делать исключений для врагов.

17 В другом месте, говоря о милостыне и добрых делах, Арсский пастырь говорит своим слушателям: «Если бы мы поняли, как следует, свое счастье, то могли бы сказать, что мы счастливее святых, находящихся на небесах. Они уже не могут себе ничего приобрести, а мы можем ежечасно увеличивать свое сокровище».

18 Следует заметить, что эта проповедь о милостыне – одна из самых характерных проповедей Арсского пастыря. В ней встречаются как евангельские рассказы, так и примеры из житий святых, прямые настойчивые советы, обращения и диалог со слушателями, безыскусные и красочные выражения и проницательные замечания.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД