Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Поучения Арсского пастыря


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Святой Иоанн Мария Вианней

Поучение о смертном грехе

Горе нам, что мы согрешили!
(Плач 5. 16)

Пророк Иеремия, зная о том, что грех народа кладется и на него самого, восклицает с горьким плачем: «Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!» (Плач 5. 15-16). Задумаемся над словами пророка, который описывает нам страшное опустошение, которое совершает в душе грех. Сам я не отважился бы рассказать вам ни о зле греха, ни о тех прискорбных последствиях, которые грех навлекает на человека. Ведь грех не искоренили суровыми распоряжениями и карами благочестивые цари; не уничтожили его силою своего Божественного красноречия пророки Ветхого Завета; не сумели сделать этого и Апостолы, хотя согревались Божией благодатью и были исполнены мужества, которым наделил их Святой Дух; не задушили его, наконец, проливая свою кровь, и мученики. Даже сам Иисус Христос, будучи истинным Богом, Своею мученической и жестокой смертью не устранил грех полностью. О, проклятый смертный грех, как мало люди знают тебя, но как часто совершают! Ты производишь страшные опустошения в нашей святой вере, ты – палач душ, источник погибели, мерзость в очах Небес и опустошение земли. О, проклятый грех, ты – причина наших преходящих и временных несчастий, неумолимый палач самого Иисуса Христа! Мой Боже, если бы мы знали, что такое грех – неужели бы мы допускали его с такой легкостью? Неужели могли бы жить спокойно после совершенного греха? Как же мы слепы! Поэтому давайте задумаемся над злом, заключенным во грехе, над несчастьями, которые он влечет за собой, и над ослеплением тех, кто совершает грех.

1

Никто из людей не в состоянии понять, какое великое зло заключено в смертном грехе. Если бы я мог отворить врата преисподней и показать вам все жертвы этого греха, чтобы каждый из осужденных к погибели представил вам душераздирающие страдания, которые он вынужден сносить целую вечность, то, может быть, тогда вы получили бы некоторое понятие о том, что такое грех. Что бы я ни сказал вам с амвона о его зле – это всегда будет что-то непонятное и далекое от того, чем является грех по сути своей.

Если бы вы меня спросили, что такое смертный грех, то я ответил бы вместе со св. Августином: «Это отвращение от Бога и неразумное предание себя тварям». В природе греха заключено то, что отдаляет нас от Бога, что является пренебрежением к Нему. Можем ли мы вообразить себе большее отвращение и более черное зло? Что такое отвращение от Бога? Это сопротивление Его воле. Таким образом грешник как бы говорит Богу: «Отыди от меня, я не хочу Тебе служить, не хочу, чтобы Ты по-прежнему оставался моим Богом. Я презираю Тебя и Твои блага. Ты хочешь этого, а я нет. Мне нравится то, что Тебе противно. Ты велишь мне делать то, чего я не хочу».

Хотите еще лучше понять отвратительность греха? Так слушайте, что говорит безбожник своему Творцу. «Ты велишь мне творить вечерние и утренние молитвы, а я не буду молиться. Ты хочешь, чтобы я праздновал воскресенья, а я именно их буду оскорблять сделанной работой и предаваться удовольствиям и разврату. Ты велишь мне блюсти чистоту тела и души, а я люблю нечто иное: поэтому я буду засорять их мыслями, желаниями и бесстыдными поступками. Ты велишь мне прощать врагов, а я хочу мстить. Велишь мне любить Тебя, я же Тебя презираю, и предаюсь тварям. Хочешь, чтобы я воспользовался Божиим словом, которое проповедуют мне Твои служители; велишь мне приникнуть к источникам благодати, чтобы я мог победить дурные наклонности – а я отвергаю Твои слова, насмехаюсь над проповедниками, попираю Твою благодать!»

Именно так обращаемся мы к Богу каждый раз, когда грешим! Ничего удивительного, что пророк Исаия называет грешников бунтовщиками, которые противятся воле Господа (cм.: Ис 41. 12).

Во-вторых, отвращение от Бога – это проявление некоего омерзения и сопротивление сердца в отношении всего, что связано с верой. А посему здесь есть презрение к покаянию, презрение к умерщвлению плоти, презрение к заповеди любви к врагам. Всего этого грешник боится больше, чем болезни. Ему все время кажется, что Творец слишком многого требует от нас, что верное служение Богу невозможно, что лучше пойти на погибель, чем бороться со своими страстями и избегать зла. Какая же это страшная слепота, когда ничтожное творение поднимает бунт против своего Творца – против Того, кто в одну минуту мог бы уничтожить его одним актом Своей воли.

В-третьих, грешник предпочитает тварь бесконечному величию Бога. Св. Августин говорит: «Когда мы удовлетворяем свои страсти, то отдаем честь чужим богам». Как же несправедливо поступает грешник, когда Бога ставит ниже своих страстей! Тот же самый Учитель Церкви говорит, что распутник волосы нечестивого создания, сладострастные взгляды и развязность ценит выше Творца. Человек нечистый живет только плотью и грязью. А человек грубый? Это существо, из глаз и ноздрей которого полыхает пламя. А завистливый? Это некто, действующий назло другим и испытывающий угрызения от их успехов. А честолюбивый? Это кто-то напыщенный, похожий на клуб дыма. Так где же грешник поместил своего Бога? Держит он его перед глазами или носит в сердце? Нет! Несчастный грешник, ты Бога бросаешь на откуп своим страстям, своей грязной жадности, своей бешенной ярости, своей надутой гордыне. Ах, если бы ты мог, то утопил бы Его в клоаке омерзительных, отвратительных нечистот! О, Боже, можно ли хорошо знать грех и, несмотря на это, продолжать творить его?!

Священное Писание гласит, что Небеса и земля не могут вместить величия Бога. Его трон в солнце и среди звезд бесчисленных (cм.: Иер 23. 24; Пс 18. 5-6). Нигде, однако, не нахожу я текста, в котором прочитал бы, что трижды святой Бог, Господь бесчисленных сонмищ, должен быть покрыт нечистотами и почернеть от дыма людских страстей. Как это страшно, что человек, греша, словно осмеливается посягнуть на Бога на троне Его и бросить Его под ноги своим страстям! Ты слишком коротка, вечность, чтобы эти несчастные наглецы понесли за это заслуженное наказание! Св. апостол Павел ясно говорит, что плоть человеческая – это жилище Бога, а прелюбодей предает ее распутному созданию, подлой блуднице (cм.: 1 Кор 6. 15). Что бы вы подумали, дорогие братья, о человеке, который в безумной ярости схватил бы кровь нечистого животного и влил бы ее в чашу, в которой после Освящения находится Пресвятая Кровь Иисуса Христа? Уже само подобное предположение наводит на вас ужас, а ведь грешник заходит еще дальше, ибо ставит беса превыше Сына Божьего и предпочитает доброму вдохновению и благодатным Божиим побуждениям нашептывания диавола.

В-четвертых, смертный грех делает нас слепыми, и притом до такой степени, что мы не различаем зла, которое творим. Когда приходит искушение, мы поддаемся ему и выказываем пренебрежение Божией благодати. Постепенно наше сердце ожесточается, и с каждым шагом мы совершаем падение. В наказание Бог все больше отдаляется от нас, и мы становимся добычею страстей. Жизнь грешника – это переплетение преступлений и цепь зла. Сердце такого человека напоминает разбушевавшееся море, на котором одна волна вызывает за собой другую. Первый грех влечет за собою второй, потом наступает закоренелость, а после смерти – несчастная вечность.

Примером тому может служить муж Амасия, несчастный царь иудейский. У него было много прекрасных врожденных качеств, и казалось, он будет хорошим властелином. Когда он вступил на трон, ему было двадцать пять лет. Но со временем его обуяла гордыня. Он убил убийц своего отца Иоаса, после чего собрал триста тысяч войска и нанял еще сто тысяч человек из царства израильского, которым заплатил сто талантов серебра. И тогда пришел к нему муж Божий и сказал отпустить наемников. Амасии жалко было денег, которые он заплатил. Но когда пророк сказал ему, что Бог – богатый Господин и может вернуть ему еще больше, он отпустил наемников и выступил против идумейцев с собственными войсками, победив их. Но после победы он начал воздавать божественные почести идолам покоренного народа. Бог через своего пророка упрекнул Амасию. Но гордый победитель пренебрег этими упреками, а пророку пригрозил смертью. Поэтому Божий посланник ушел, предрекая непокорному царю кару. А гордыня ослепляла Амасию все больше. Поэтому он объявил войну Иоасу, царю израильскому, причем стал глух ко всем предостережениям. Он ввязался в бой, потерпел поражение и попал в плен. Иоас вступил в Иерусалим и вывез оттуда богатые сокровища. После смерти царя израильского Амасия еще жил пятнадцать лет и погиб во время восстания, которое вспыхнуло против него в Иерусалиме (cм.: 2 Пар 25). Таков, братья мои, образ закоренелого грешника – человека, который совершает один грех за другим, и лишь в смертный час раскрывает глаза и постигает свое страшное положение.

В-пятых, Господь Бог покидает закоренелого грешника и отдает его на поживу страстям. Такого уже ничем не проймешь – он все презирает. Он знает, что когда умрет в этом состоянии, его ожидает вечная погибель. Его не заботит это, он посмеивается над душеспасительными увещеваниями. О проповедях и священниках он отзывается зло. Говорит, что священники существуют для того, чтобы увещевать – такова их профессия, что они лгут. Он выступает против Бога и веры, против духовенства, дерзко преступает Божии заповеди, заглушает свою совесть, окончательно запутывается в пороках и просыпается лишь в час смерти, когда для него уже нет спасения, когда вырвать его из рук преисподней уже невозможно.

В Священном Писании мы найдем тому хороший пример. Сирийский царь осадил город Дофан и устроил там засаду. И тогда пророк Елисей молил Бога, чтобы Он поразил этих людей слепотой. Так и произошло. Елисей вел их за собой, говоря, что они ошиблись, что им нужно было осадить другой город. И таким образом увел их в Самарию, и здесь по просьбе Пророка Бог отверз им глаза и познали они, что находятся в руках неприятеля (4 Цар 6).

Вот мрачная картина того, что обычно происходит с закоренелым грешником в минуту смерти. Священник его утешает, ссылаясь на бесконечное Божие милосердие. Умирающий успокаивается, поэтому не может по-настоящему примириться с Богом. Недостойно принятые Святые Дары ослепляют его еще больше. Это ослепление длится до самого конца, после чего наступает смерть и вечная погибель грешника. В каком жалком состоянии находятся эти души! Как горячо, со слезами, должны мы молиться за их обращение!

2

А теперь посмотрим, какие несчастья вызывает грех в земной жизни. Во-первых, он является источником всяческих Божиих кар. Нищета, болезни, печали и всякие прочие горестные удары и прежде всего – смерть черпают отсюда свое начало. Святой Дух говорит в нескольких местах иудеям, что если они сохранят Его заповеди, Он дарует им благословение, нивы их в изобилии будут родить злаки, а деревья – плоды. Если же случится наоборот, они покинут Создателя, он обрушит на них разные бедствия и несчастья (cм.: Втор 7). И в самом деле, все беды, как духовные, так и телесные, берут свое начало во грехе. Почему ангелы оказались низринуты с неба в преисподнюю? Почему Адам был изгнан из Рая? Почему на прародителей и их потомков обрушилось столько несчастий? Причиною всему был грех (cм.: Быт 3). Разве не людские преступления вызвали на земле потоп (cм.: Быт 6. 13)? А что, как не грех, накликало на Содом и Гоморру и другие города огонь с неба (cм.: Быт 19)? О, проклятый грех, кто хорошо тебя познал, тот никогда не отважится тебя совершить! Пророк Нафан говорит Давиду: «Не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрег Меня» (2 Цар 12. 10). Мудрец Господень говорит: «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Притч 3. 33). Так станем же, братья, избегать греха, ибо он приносит нам земные несчастья.

Во-вторых, грех сокращает человеческую жизнь, как говорит Святой Дух. Бог иногда терпит грешника очень долго. Но когда видит, что тот не исправляется, Он забирает его из мира сего, вырубает его из числа живых, как неплодоносное дерево. Когда царь Иезекииль заболел, Бог послал к нему пророка с приказом упорядочить свои дела, потому что скоро он умрет. Услыхав это, Иезекииль обратился к стене и начал горько оплакивать свои грехи. Господь, движимый милосердием, продолжил ему жизнь на пятнадцать лет. Царь Седекия, напротив, не раскаялся в своих преступлениях, вместе с детьми был взят в плен, где ему выкололи глаза, и так в унижении и закончил он свою жизнь. Безбожный Антиох признает, что его преступления навлекли на него безвременную смерть, ибо он разграбил священный город и оскорбил святыню истинного Бога. Черви живьем пожрали его тело (cм.: 2 Мак 9). Император Анастасий видел в ночи в своей комнате грозную фигуру с книгою в руке. Эта фигура за грехи вычеркнула из книги его жизни сорок лет. Такие мысли ужасают человека, жаждущего долгой жизни.

Страшные последствия и ущерб причиняет грех и душе человека. Как тело без души – это труп, так и душа человека, лишенная Божией благодати, мертва и наполнена отвращением Бога и ангелов. В этом состоянии она не может сделать ничего, что заслуживало бы вечной жизни. Св. Екатерина Сиенская, когда однажды ей явилось видение души, пребывающей в Божией благодати, в восхищении воскликнула: «Господи, если бы вера не говорила мне, что Бог лишь один, я подумала бы, что эта душа – Божество. Я понимаю, Боже, что за такую прекрасную душу ты мог умереть!» Однако когда человек совершает тяжкий грех, эта чудесная красота исчезает; душа, прежде подобная ангелам, становится теперь уродливой, как диавол или падаль, пролежавшая восемь дней на солнцепеке. После совершения греха человек утрачивает все заслуги, приобретенные ради вечной жизни, пусть даже он был так богат ими, как все ангелы и святые вместе взятые. После грехопадения для него остается лишь преисподняя. О, проклятый грех, какие страшные опустошения производишь ты в душе! Увы, сколько людей из присутствующих здесь пребывают в этом плачевном состоянии. Пусть бы люди так страшились смерти духовной, как боятся они смерти телесной!

Далее я утверждаю, что смертный грех лишает нас душевного покоя. «У кого сердце весело, у того всегда пир», – говорит Мудрец Господень (Притч 15. 15). Святой Павел говорит, что душевный покой превышает все чувственные радости: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп 4. 7). А о грешнике, напротив, говорит пророк Исаия, что сердце его испытывает неописуемые муки (cм.: Ис 13. 8). В послании к римлянам св. Павел пишет, что грешников всю жизнь будут преследовать огорчения: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим 2. 9). Почему же, друг, ты коснеешь во грехе, если он виноват в том, что ты так несчастен?

Далее, смертный грех отдает нашу душу в рабство сатане. Человек в состоянии освящающей благодати – это истинное Божие дитя; после грехопадения он становится отпрыском и рабом злого духа. Св. Иоанн утверждает, что совершающий грех – это дух преисподней, который грешил с самого начала: «Кто не родился свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3. 3). Если мы умрем в состоянии тяжкого греха, то сатана навеки станет обладателем нашей души. Бедная душа, люди продают тебя за бесценок: пьяница – за рюмку зелья, скупец – за горсть сена, обжора – за полную миску, прелюбодей – за омерзительное наслаждение. Как низко тебя ценят, как страшно тобой пренебрегают!

Далее. Смертный грех делает нас врагами Бога и затворяет перед нами небесные врата. Душа в состоянии благодати – подруга Бога и имеет право на небесную отчизну. Боже мой, какое это страшное несчастье – жить во вражде с Тобой, когда Ты есть само Добро, сама Любовь и счастье избранных. Если бы мы знали, что значит утратить Бога, то ни за какую цену не согласились бы совершить грех. Трое юношей предпочли из-за этого быть брошенными в раскаленную печь (cм.: Дан 3). Мученики терпели самые страшные пытки, но не отрекались от своего Спасителя. Одним клали на голову раскаленные угли, как св. Клименту, епископу Анкирскому, св. Сабиниану и св. Христофору. Другим вырывали зубы или выбивали их камнями, как св. Аполлонии и св. Януарию. С иных живьем сдирали кожу, как это читаем о св. Варфоломее и св. Регине. Св. Венантий позволил вырвать себе внутренности и страдал спокойно, когда его жгли факелами, ибо не хотел через грех утратить Божию благодать. Мученики прошли через самые страшные пытки, потому что не желали отречься от своего Бога и Спасителя. Горе нам, ибо мы отрекаемся от великолепного неба и заслуживаем преисподнюю только потому, что хотим удовлетворить какие-то грешные наклонности. Кто осознает, какое это огромное несчастье? Что бы вы подумали о человеке, который обратился бы к Богу с такими словами: «Я не хочу неба, я выбираю себе в удел преисподнюю; я отрекаюсь от общества ангелов и святых, я предпочитаю пойти в вечный огонь, чем отказать себе в тех удовольствиях, чем отречься от моих желаний, чем простить врага или отдать чужую вещь»? Вы скажете, возможно: «Мы так не говорим!» Но ваши грехи сами говорят об этом за вас! Кто поймет ослепление безбожного человека, который ставит животное наслаждение выше вечной радости, какую-нибудь мелочь – выше Царствия небесного, обжорство – выше чем пир благословенных в Божием Граде!

Наконец, грех – это самое большое несчастье на свете, которое может случиться с нами. Св. Тереза видела душу в состоянии тяжкого греха, и эта картина так ее поразила, что она предпочла бы претерпеть адские муки, чем совершить хотя бы один грех.

Св. Фома удивляется, как человек, который совершил хотя бы один грех в жизни, может смеяться. Святая Екатерина Сиенская говорит, что всемогущий Бог не мог бы нанести человеку такого вреда, как причиняет он себе сам, впадая во грех. Св. Магдалина де Пацци не могла понять, как Иисус Христос мог умереть за столь отвратительные создания, как грешники.

Святые боялись на этом свете только греха. Также и мы, если бы с помощью Божьего света лучше познали отвратительность греха, предпочли бы тысячу раз умереть, чем допустить хотя бы один подобный проступок. Вспомните, что вынужден был терпеть Христос за грехи человеческие! Вот Спаситель умирает на кресте – Его Тело истерзано в клочья при бичевании, лицо оплевано безбожниками, голову пронзают тернии – прекраснейший из сынов человеческих выглядит как несчастный червь! В минуту Его смерти весь мир пришел в замешательство: солнце затмил мрак, земля содрогнулась до основания, скалы раскалываются, могилы отверзаются и из них выходят мертвецы. Спросите самого Христа, за что Он принимает столь позорную и жестокую смерть, и Он ответит вам: «Сын, это из-за греха... Даже если бы все разумные создания на земле и небе претерпели самые страшные муки, это не загладило бы ни одного самого обычного греха. Поэтому Я страдаю, чтобы удовлетворить Божию Справедливость. О, если бы, по крайней мере, люди перестали Меня за это оскорблять вновь и вновь!» Насколько неблагодарен человек, если не желает помнить о любви, которую питает к нему Спаситель! О, Вечность, ты никогда не окончишься и отомстишь за оскорбление, которое грех нанес такому доброму, такому терпеливому и милосердному Богу.

Как долго еще будем мы пребывать в этом ослеплении, как долго снова и снова будем распинать возлюбленного Спасителя! Не ждите, братия, смерти, ибо тогда ваши усилия, сожаление и слезы уже ничем не помогут. Заранее раскройте глаза, признайте свои ошибки, покайтесь и воспользуйтесь средствами, которые Бог установил для нашего спасения. Лучше нам все потерять, чем снова допустить грех. Припадите к подножию креста, пусть наши слезы сольются с Пресвятой Кровью Иисуса Христа, которая стекает из Его ран. Послушайте минуту и посмотрите глазами веры, как стонут и стенают осужденные к вечной погибели – те, для кого уже нет милосердия! Нас возлюбленный Спаситель не отвергает покуда от Своего лица; напротив, Он протягивает к нам Свои руки и говорит, что любит нас. Так не забывайте же никогда, что такое грех, какие несчастья уготованы для нас в будущей жизни, какого богатства навеки он нас лишает! Все мы жаждем неба, но следует знать, что ничто порочное не войдет в эти сладостные чертоги. Все побуждает нас и призывает отринуть грех. Сын Божий с креста заклинает нас не попирать Его Пресвятую Кровь. Ангелы и святые с небесных высей напоминают нам, какую великую славу готовит нам Бог, какая великая слава ждет нас, если только мы будем избегать зла. Также отверженные призывают нас не идти по их стопам и не впадать в руки разгневанного Бога. Братия, может быть, через минуту нас уже не будет на земле, и мы окажемся в числе святых или осужденных на вечную погибель. Так будем же бдительны, ибо не знаем мы ни дня, ни часа! Тысячу раз счастлив тот, кто каждую минуту готов предстать перед Богом.

Аминь.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номер 14 (548), 2006 г.