Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею Cайт, посвященный святому Иоанну Марии Вианнею

НА ГЛАВНУЮ БИБЛИОТЕКА ССЫЛКИ


Поучения Арсского пастыря


НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Святой Иоанн Мария Вианней

Поучение об искушениях

Тогда Иисус возведен был Духом
в пустыню, для искушения от диавола

(Мф 4. 1)

То, что Иисус Христос выбирает местом молитвы пустыню, не должно нас удивлять – ведь до этого пребывание в пустыне не было для Него чем-то из ряда вон выходящим. Не должно поражать нас и то, что привел Его туда Святой Дух – ведь проводником Сына Божиего не мог быть никто иной, кроме Бога. Если что и поражает, так это то, что сей дух тьмы дважды даже подымал Его над землей. Если бы не сказал об этом богодухновенный Евангелист, нам не поверилось бы в правдивость этого события. Но стоит поразмыслить об этом подольше, как мы перестанем удивляться и с радостью в сердце возблагодарим милостивого Спасителя за то, что позволил искушать Себя для того, чтобы заслужить для нас победу в трудных битвах и напастях со стороны преисподней. Как мы счастливы благодаря этому! С этого времени мы можем побеждать искушения – стоит только захотеть этого на самом деле. В сегодняшней проповеди я хочу вам показать, какие полезные последствия вытекают из искушений и каким образом нам следует мужественно бороться с искушениями, дабы получить в небе венец славы.

Не стоит доказывать, что по миру блуждают черти, которые нас искушают. Об этом знает каждый ребенок, который изучает Катехизис. Потому, что там есть такой вопрос: все ли ангелы остались верны Богу? Есть и ответ: нет. Многие из них восстали против Бога и в наказание были низвергнуты с неба в преисподнюю. На вопрос, чем занимаются эти взбунтовавшие ангелы, Катехизис отвечает: они искушают людей, желая приобщить их ко злу. Об этом есть множество доказательств в Священном Писании. Диавол искушает прародителей в земном раю (Быт 3. 1). Именно здесь он одержал первую победу, которая его наполнила дерзостью и гордыней. Диавол уговорил и Каина убить своего брата Авеля (Быт 4. 8). В Ветхом Завете мы читаем, что Бог спрашивает сатану: откуда ты пришел? – а тот отвечает: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1. 7). Следовательно, дух зла ходит по свету и искушает людей. Евангелие говорит, что когда Мария Магдалина покаялась перед Христом, жалуясь на свои грехи, а Спаситель ее простил, тогда из тела ее вышли семь бесов (см. Лк 8. 2). И вновь читаем мы, что злой дух, изгнанный из человека, говорит про себя: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел, ... и берет с собою семь других духов, злейших себя» (ср. Мф. 12. 43-45).

Посему нужно бороться и противостоять искушениям. Если бы мы спросили тех христиан, которые сегодня стонут в преисподней (хотя их предназначением было небо), почему они пошли на погибель, они ответили бы нам: «Потому, что поддались искушениям». А что утвердило в вечном счастии святых, почему сейчас они царствуют в небе? На этот вопрос сии счастливые жители горних пределов ответили бы единогласно: «С помощью Божией благодати мы боролись с искушениями и одерживали победы над диаволом».

Так что же такое искушение? Это уговоры злого духа, подталкивающие человека сделать то, что Бог запрещает, или не делать того, что Создатель нам советует и велит. Бог желает, чтобы мы утренние и вечерние молитвы отправляли на коленях и с почтением, чтобы по воскресеньям и праздникам присутствовали на богослужениях, чтобы любили всех людей (то есть и своих недругов), чтобы в положенные дни постились, чтобы старались познать и хорошо исполнять свои обязанности, чтобы с открытым сердцем прощали обиды, воздерживались от проклятий, от злословия о людях, от совершения безнравственных поступков. Он требует также, чтобы дети почитали своих родителей, а подчиненные – своих начальников. И если, несмотря на происки злого духа, вы не преступаете этих Божиих повелений, то не поддаетесь искушениям, а если следуете его наговорам, то искушение одерживает победу над вами. Хорошо во время искушения задать себе вопрос: «А был бы я в смертный час доволен, что последовал этому шепоту преисподней?»

Знаете ли вы, зачем сатана с таким упорством старается довести человека до грехопадения? Потому что хочет, чтобы создания выказывали свое пренебрежение Богу. Какое счастье, что Иисус Христос стал для нас образцом во всех жизненных ситуациях. Когда, к примеру, мы встречаемся с презрением – присмотримся к Нему, как Он идет перед нами с терновым венцом на голове, как Его одевают в багряницу и издеваются, словно над глупцом. Когда мы страдаем, то можем найти подкрепление в образе покрытого ранами Спасителя, в страшных муках умирающего на кресте. Когда нас преследуют злые люди, не стоит жаловаться на это, раз мы знаем, что Иисус Христос идет на смерть за Своих палачей; когда нас со всех сторон осаждают диавольские искушения, не стоит падать духом, памятуя о том, что и нашего возлюбленного Спасителя дух преисподней дважды возносил над землей. Поэтому всегда и везде, в любом страдании и в любом искушении, нам следует обращать свой духовный взор к Богу, Который идет перед нами и Который поможет нам победить.

Эти мысли должны стать для христианина огромным утешением, потому что он наверняка устоит перед искушением, если только будет обращаться к Богу.

Искушения потому полезны, что учат нас понимать свою ничтожность и слабость. Св. Августин велит нам благодарить Бога за то, что он удерживает нас от греха, так же, как и за прощение уже совершенных провинностей. То, что мы так часто запутываемся в тенетах диавола, происходит потому, что мы слишком уверены в своих решениях и обещаниях. Когда нас не терзают огорчения, когда все происходит в согласии с нашими планами, мы становимся излишне самоуверенными, нам кажется, что ничто не сумеет нас совратить, мы забываем о своей ничтожности и слабости. И тогда торжественно обещаем, что готовы скорее умереть, чем позволить себе согрешить. Примером такого поведения может служить Петр, который говорит Христу: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф 26. 33). А Божественный Учитель показал ему, что человек сам по себе очень слаб и чтобы его совратить, не нужна мощь царей, князей или войск, а достаточно всего лишь слов обычной служанки. И тогда Петр, минуту назад готовый умереть за Иисуса, сказал, что не знает Его и не ведает, о Ком идет речь. Он даже клянется, что так и есть!

Боже мой, как же мы слабы, когда Ты предоставляешь нас самим себе!

А ведь есть люди, настолько самоуверенные, что почти завидуют святым в их покаянии и страдании! Им кажется, будто то же самое смогли бы совершить и они. Когда они читают о мучениках, то готовы для Господа Бога вытерпеть те же муки. Они говорят, что страдания быстро проходят, а награда за них длится вечно. К какому же средству прибегает между тем Господь Бог, дабы показать нам, что сами по себе мы не можем ничего? Он позволяет злому духу приблизиться к нам. И вот тот же самый христианин, что минуту назад намеревался соревноваться с отшельниками, питающимися корнями и травой, начинает жаловаться на небольшую головную боль, на легкий булавочный укол. Другой, который ради Бога готов был проливать кровь, начинает лелеять в сердце зависть, отвращение, месть, не желает в глаза видеть своего противника или ведет себя с ним холодно только потому, что тот нанес ему какую-то мелкую обиду, что малость посплетничал на его счет, что за мелкую услугу отплатил черной неблагодарностью. И это так его возмущает, что часто лишает сна. Так вот до какой степени мы слабы сами по себе, как неуверенны в своих собственных решениях!

Следовательно, искушение утверждает нас в добродетели смирения, остерегает от гордыни. Св. Филипп Нери, плача, призывал Бога: Боже мой, поддержи меня Своей благодатью, ибо знаешь, что я – недостойный изменник. Если Ты хоть на минуту покинешь меня, то боюсь, что я предам Тебя.

Скажите мне, кто более всего подвержен искушениям? Может быть, пьяница, или те, кого постоянно проклинают, или, может быть, люди нечистые, замаранные во всякой грязи? Может быть, скупец, который желает обогатиться любым путем? Нет! Этими людьми сатана брезгует – их он старается лишь как можно дольше удержать при жизни, дабы они своим примером могли еще больше душ повергнуть в преисподнюю. Если бы, к примеру, этот старый распутник умер раньше, если бы он покинул сей мир лет пятнадцать-двадцать тому назад, то не сумел бы соблазнить ту девушку, не столкнул бы ее в болото греха. И не совратил бы также того молодого паренька, который до самой смерти не очистится от греха. Если бы сатана склонил этого вора к более частым нападениям, тот, наверное, уже бы сгинул на виселице и не научил бы других красть и грабить. А если бы этого человека сатана склонял к беспробудному пьянству, тот давно бы уже помер от белой горячки. А так жизнь его продлилась, и он еще и других приучил шляться по кабакам. Если бы злой дух в какой-нибудь драке лишил жизни того музыканта или того кабатчика, то не погибли бы души множества других людей. Св. Августин учит, что диавол таких грешников не очень-то соблазняет, напротив, он ими брезгует, словно ему на них наплевать.

Кто же подвергается в таком случае самым большим искушениям?

Да как раз те, кто старательней прочих трудятся над спасением своей души; те, кто отрекаются от забав и земных радостей. Это на них набрасываются целые армии духов преисподней!

Св. Франциск Ассизский пребывал со своими монахами в хижинах, построенных из травы и тростника на широком поле. Некоторые его братья вели жизнь, исполненную небывалых умерщвлений плоти. Однажды один из них заметил духовным зрением целый легион адских духов, которые советовались, как бы искусить этих целомудренных и богобоязненных братьев. И один из этих духов сказал так: «Эти монахи обладают прекрасной добродетелью смирения. Они отреклись от самих себя и полностью посвятили себя Богу. У них рассудительный начальник, а посему победить их невозможно. Подождем, пока он умрет, а тогда приведем сюда людей без призвания, которые посеют между ними рознь, и таким образом мы победим». Когда же тот самый брат отправился в город, то вновь увидел там злого духа, который на сей раз, вместо того, чтобы искушать жителей, одиноко и праздно сидел себе у ворот. Поэтому монах спросил своего Ангела-Хранителя, почему на них набросились тысячи духов преисподней, а для искушения целого города послали только одного черта, который так и сидит праздно? Ангел ответил ему на это, что светских людей искушать не надо, они сами запутываются в грехах, а монахи, несмотря на ловушки диавола, постоянно совершают добрые дела.

Первым силком, который диавол расставляет на человека, начинающего служить Господу Богу, является боязнь людского суда. Поэтому человек прячется со своими добрыми делами, стыдится их, боится и сам себе говорит: «Что сказали бы на это люди, если бы узнали, что я исправился?» А если диавол не может ничего поделать с помощью страха перед людскими пересудами, то пробуждает в таком человеке исключительный страх и постоянные подозрения, что его исповеди дурны, что священник не знает истинного состояния его души, что ей ничуть не поможет никакое раскаяние, потому что она все равно погибнет, что лучше бросить все это, чем жить в постоянном страхе и сомнениях.

...Когда человек погряз во грехах и пороках, он не чувствует или не замечает за собой никаких искушений. И однако, как только он захочет изменить собственную жизнь, на него обрушивается вся преисподняя. Послушайте, что говорит св. Августин: «Злой дух напоминает стражника, который содержит под замком многих узников. Он спокойно держит ключи в кармане, ибо уверен, что узники не убегут». И диавол также не расставляет силков на грешника, который не помышляет об исправлении; он лишь посильней затягивает путы и не тратит время понапрасну на новые искушения. Он оставляет в покое жертвы, неисправимых грешников, – естественно, если безбожник в состоянии пребывать в покое – и как можно старательнее скрывает от них состояние их собственной души и лишь в смертный час в грозных красках рисует перед ними грехи, которые они совершили, дабы таким образом подтолкнуть их к отчаянию. Зато совершенно иначе он ведет себя с людьми, которые хотят решительно изменить свою жизнь и предаться исключительно служению Богу. Св. Августин хорошо знал об этом по собственному опыту. Покуда он вел безнравственную жизнь, ему неведомо было, что такое искушение. Он был абсолютно спокоен. Когда же отвратился он от злого духа, то вынужден был пять лет вести с ним беспощадную войну, горько плача и со строгостью раскаиваясь. Вот слова великого Учителя Церкви: «Я метался, как узник, закованный в цепи. Если в один из дней я выходил победителем, то на завтра уже лежал, поверженный на землю. Эта кровавая и ожесточенная борьба продолжалась пять лет. Наконец, с Божией помощью, я совершенно победил врага».

Понаблюдаем еще за св. Иеронимом, который покинул Рим, направился в Святую Землю и там, в пещере, вел покаянную жизнь. Сатана, который знал, что Иероним своим примером и набожной жизнью вырвет из его когтей множество жертв, не в силах был этого стерпеть. В одном из своих посланий св. Иероним искренне описывает, какую тяжкую борьбу ему довелось вести со злым духом. «Дорогой друг, – пишет Иероним, – я хочу поделиться с тобой терзаниями, которые посылает на меня злой дух. В этой обширной пустыне, выжженной невыносимым солнечным жаром, меня часто преследуют наслаждения и удовольствия Рима. Я дни и ночи проливаю потоки слез, моя душа полна печали и горечи. Я прячусь в самых недоступных местах, борюсь с искушениями и оплакиваю свои грехи. Мое тело лишено ухода и покрыто колючей власяницей. Моя постель – это голая земля, а моя пища, даже в болезни, – корешки и вода. И, несмотря на эти суровые ограничения, меня преследует воспоминание о грязных плотских удовольствиях, которыми заражен весь Рим. Мой дух пребывает еще в тех компаниях, в которых я столько раз оскорблял милостивого Бога. В этой пустыне, посреди унылых скал, где мое общество состоит из скорпионов и диких животных, тело мое, уже наполовину умершее, посещают нечистые желания. Злой дух еще осмеливается являть моим очам грязные наслаждения. Я умираю от ужаса от одной мысли об искушении, я чувствую себя униженным. Я всеми способами жестоко ограничиваю свои чувства, чтобы не утратить Бога. Я бросаюсь на колени на землю перед Распятием, я окропляю слезами этот знак спасения, а когда уже не могу плакать, то беру в руки камни, бью себя ими в грудь, пока кровь не пойдет горлом, и молю о милосердии, дабы Господь смилостивился надо мной. Как я несчастен, как велики мои мучения – и все только потому, что я горячо жажду быть угодным Богу и любить лишь Его. Меня очень пугает мысль, что я мог бы поддаться искушению и оскорбить Бога. Помогай мне своими молитвами, дорогой друг, чтобы я лучше сумел дать отпор бесу, который поклялся погубить меня навеки».

Видите, каким испытаниям подвергал Бог Своих святых. Наверное, плохи наши дела, коль дух преисподней не бросается на нас – вероятно, мы стали его друзьями. Он оставляет нас в обманчивом покое, позволяет спать – под предлогом, будто нам ничего уже не надо, потому что пару молитв мы уже прочитали, потому что милостыню подали, потому что не натворили столько зла, как другие. Например, горького пьяницу, являющегося неким фундаментом, на котором держатся самые разные кабаки, как будто ничего не мучает. А эту самоуверенную девицу? Спросим у нее, ведет ли она какую-нибудь борьбу? Наверняка, она с улыбкой ответит нам, будто вообще понятия не имеет, что такое искушение. Такое состояние у людей испорченных свидетельствует о том, что они давно уже пребывают во власти сатаны. Злой дух намеренно не напоминает им о прежней жизни: он опасается, как бы у них не раскрылись глаза на страшную бездну, которая им грозит. Он только дожидается момента их смерти, чтобы суметь забрать свои жертвы в преисподнюю. Добрый и озабоченный своим спасением христианин повсюду видит опасность, иногда он даже боится раскрыть глаза, чтобы не впасть в искушение, хотя он много времени проводит в молитвах и умерщвлениях. А старый грешник, который уже почти двадцать лет валяется в грязном болоте порока, напротив, имеет дерзость заявлять, что не ведает искушений! Друг! Именно такое состояние должно тебя пугать больше всего. Кто осмеливается заявлять, что не ведает искушений, поступает так, словно утверждает, будто диавола не существует или он совсем утратил власть над христианами. Приведу вам слова св. Григория: Вы потому не знаете искушений, что злые духи стали вашими друзьями, руководителями и пастырями; они позволяют вам вести спокойную жизнь и лишь при кончине низринут вас в пропасть. А св. Августин говорит, что самое страшное искушение – это не ведать искушений, что обычно случается с отверженными, покинутыми Богом и отданными на поживу страстям.

Поэтому искушение удерживает нас в смирении и склоняет к большей вере в Бога. К одному отшельнику, которого мучили диавольские искушения, его настоятель обратился с вопросом: «Друг, хочешь ли ты, чтобы я просил Бога избавить тебя от искушений?» Тот ответил: «Нет, отец мой. Опасность напоминает мне о присутствии Божием и склоняет меня к молитве о благодати победы». Искушение унизительно – это правда, но оно – это время жатвы. Один святой муж долгое время был мучим бесом и боялся, что будет осужден за грехи. Однажды Бог утешил его и дал ему понять, что во время внутренней обеспокоенности он собрал себе самое большое количество заслуг. Поэтому надлежит возблагодарить Бога за то, что Он предоставляет нам случай мужественно вступить в борьбу и добиться победы, искушения прекратятся лишь после смерти. Злой дух никогда не дремлет. Поэтому последуем совету апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (см. 1 Петр 5. 8).

А Иисус Христос говорит нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф 26. 41). Ни один возраст, ни одна должность или место не бывают свободны от искушений. Мария Египетская девятнадцать лет боролась со злым духом, св. Павел сражался с ним с минуты своего обращения до самого конца жизни. Св. Августин сравнивает беса с большим псом, который даже на привязи лает, но укусить может только тех, кто слишком сильно приблизится к нему. Св. Макарий, благодаря своему великому смирению, победил проклятого адского змея, хотя тот не раз набрасывался на него, приобретая при этом видимые черты. Очень опасна для этого злого духа добродетель смирения. Поэтому св. Антоний во время искушений глубоко унижал себя и призывал Бога: Боже, смилуйся надо мной, великим грешником! После этой покорной молитвы бес обычно немедленно убегал.

Напоминаю еще раз, что злой дух обычно покушается на тех, кто старательно печется о спасении души. Кассиан рассказывает, что один молодой отшельник, который был подвержен неожиданным нападениям злого духа, пошел за советом к старцу, хотя обитавшему в пустыне, но, несмотря на это, неопытному. Старец накричал на него и начал сомневаться, имеет ли этот юноша вообще призвание к подобному образу жизни. Юноша уже хотел вернуться в мир, усомнившись в спасении своей души. И только благочестивый аббат Аполлоний спас его и пробудил волю к борьбе, отчитав заодно неразумного старца, чуть не доведшего юношу до отчаяния своими нападками.

Поводы для борьбы с искушениями существуют всегда, потому что нас часто атакуют нечестивые, завистливые или злые мысли. Иногда нас посещают болезнь, обман, обида, потеря состояния, смерть любимых людей – все это склоняет нас возроптать против Божественного Провидения. А сколько пустых, самовлюбленных или горделивых мыслей пробуждается в наших сердцах! Как нам приятно, например, когда люди вверяют себя нашим молитвам, как охотно мы напоминаем себе о том, что сделали хорошего для других. Поэтому давайте просить Господа Бога в утренних молитвах, чтобы мы смогли распознать атакующие нас искушения и немедленно оказать им достойное сопротивление.

Последуем примеру святых, которые успешно боролись с искушениями. Святые Бернар, Мартиниан, Фома Аквинский победили самое докучливое искушение нечистоты. Святые Бенедикт и Франциск Ассизский не раз катались в терновнике, чтобы победить нечистого духа.

Так будем же сражаться до самой смерти, ибо лишь в час кончины прекратятся нападки преисподней. Обратимся с молитвой к Богу – и обратимся быстро и доверчиво. Будем избегать опасных случаев, памятуя, что злые ангелы при первом таком испытании утратили Бога. Будем покорны, памятуя всегда о том, что лишь Божия благодать может нас поддержать. Счастлив тот, кто в минуту смерти сможет вслед за св. Павлом повторить, что успешно сражался и побеждал, и потому ожидает венца, который дарует ему Бог (см.: 2 Тим 4. 8).

Аминь.



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД



Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 46-49 (443-446), 2003 г.